Москва
Интервью

«Природа интересна всем»: сотрудники Дарвиновского музея рассказывают об участии в «Музеях. Парках. Усадьбах»

В мае завершилась олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Как оказалось, в этом году больше всего участников посетили Дарвиновский музей. О том, в чем секрет интересных вопросов и как пережить нашествие младшеклассников (и даже получить от него положительные эмоции), нам рассказали координаторы олимпиады Наталья Носова и Наталья Красных.
Ксения Донская 1 июля 2019
 Биология Географияи еще 5 предметов

Сколько участников олимпиады прошли в этом году Дарвиновский музей?

Наталья Красных: В этом году у нас было 9815 команд, а людей – 25800. В прошлом году музей посетили 6000 команд и 14500 участников. Получается, рост больше чем в полтора раза.

Наталья Носова: Самые активные участники – это, как правило, младшеклассники, в 5-7 классах посещаемость средняя, а начиная с 8 класса к нам приходит немного школьников, что жалко, потому что задания для них очень интересные. Хотя мы, конечно, понимаем, что чем старше класс, тем выше загруженность, и естественно, что маленькие дети более активны, а выпускники уже нацелены на будущее, им не до олимпиады.

Наши задания составлены таким образом, что для их выполнения не требуется никакой предварительной подготовки. Необходимо внимание, способность правильно прочитать вопрос, найти нужную витрину и грамотно на него ответить. Для каждой возрастной категории мы готовим десять вопросов, и они более-менее равномерно распределены по музею, чтобы ребенок за время олимпиады познакомился со всей экспозицией. При этом главная проблема, с которой я сталкиваюсь в ответах, – то, что дети либо не в состоянии дочитать вопрос до конца, либо не могут корректно сформулировать ответ. Мы стараемся придумывать такие задания, чтобы ответить на них можно было кратко: в музее не очень удобно писать. Но бывает, что нам сдают целые сочинения. Наверное, это результат того, что в школах детям часто говорят: «Пишите максимально развернуто».


25 тысяч человек – это огромное количество людей, как вы справляетесь с таким потоком? Тем более, большинство из них младшеклассники, не самые дисциплинированные посетители музеев.

Наталья Носова: У нас очень хорошие смотрители, без их участия было бы невозможно принять такое количество посетителей. Они выдают анкеты, задания, помогают участникам сориентироваться в залах музея. На наших сотрудников (особенно на тех, которые работают в центральном зале) приходится большая нагрузка во время олимпиады, но когда она завершается, они начинают страдать, им становится скучно, им не хватает участников! Поэтому они прямо ждут, когда же кончится лето и все начнется снова.

Как я понимаю, у вас же и помимо олимпиады достаточно много других программ и мероприятий для школьников, не бывает ли такого, что посетителей слишком много, в залах слишком шумно, кто-то пытается посмотреть экспозицию, а вокруг бегают дети и ищут ответы?

Наталья Носова: Конечно, такое случается, но эта проблема связана не с количеством участников олимпиады, а с тем, что наши дети не всегда знают, как нужно вести себя в музее. На самом деле, не только школьники, но часто и взрослые, которые их сопровождают, позволяют себе очень громко разговаривать, прямо во время экскурсии вставать перед группой, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос. Самый большой поток у нас, конечно, в бесплатные дни – сейчас это четверг третьей недели месяца. Многие участники олимпиады стараются прийти именно в этот день, и, конечно, тогда нагрузка вырастает в разы и нужно проверять целую стопку работ.


Чем отличаются вопросы заочного и очного туров?

Наталья Носова: Ответы на вопросы заочного тура ребенок должен найти, не выходя из дома, используя открытые источники, а самый полный источник информации о нашем музее – это наш сайт. Поэтому все вопросы, в основном, ориентированы на те данные, которые есть у нас на странице, они могут касаться нашей коллекции, нашей истории, наших программ. У детей 1 и 11 класса навыки работы в интернете разные, поэтому и уровень вопросов заочного тура разный.

Вопросы очного тура, наоборот, построены так, чтобы нельзя было заглянуть дома в энциклопедию и ответить. Это вопросы на внимание, на сообразительность и на способность находить информацию в экспозиции.

Как у вас получается выдерживать баланс, чтобы вопросы были не слишком простыми, но и не слишком сложными – ведь участникам будет грустно, если они ни на что не смогут ответить.

Наталья Носова: Вообще составление вопросов – дело очень непростое, и мы стараемся учиться на своих ошибках, потому что в некоторых случаях вопрос, который нам кажется легким, вызывает затруднения у наших посетителей. Мы стараемся учитывать такие проблемы, изучаем апелляции, которые присылают на сайт организаторов, чтобы в следующем году задания были более интересными и понятными. Еще всегда стараемся делать вопросы разнообразными, например, чтобы в одних нужно было что-то сравнивать, в других – дополнять, в третьих – выстраивать какую-то градацию.

Можете вспомнить какой-нибудь спорный вопрос?

Олимпиада 4356

Наталья Носова: Несколько лет назад у нас было задание, связанное с породами голубей, нужно было понять, какая из них для чего выведена: какая декоративная, какая спортивная и так далее. Вопрос вызывал у детей большие трудности, по внешнему виду птиц очень немногие смогли догадаться. Мы почитали отзывы на сайте олимпиады, поняли, что задание нуждается в доработке, потому что участникам не хватает информации, чтобы его выполнить. Заменять его мы посчитали неправильным, потому что часть детей уже его прошли. Поэтому мы дополнили нашу экспозицию и поставили рядом с витриной экран, где можно было получить нужную информацию.

А в этом году какой вопрос, по вашим ощущениям, был самым сложным?

Наталья Красных: В каждой возрастной категории были вопросы, которые вызывали сложности. Меньше всего проблем, конечно, у начальной школы. А у старшеклассников были затруднения с заданиями на соотнесение: с ними нельзя справиться с ходу, нужно постоять и подумать.

Наталья Носова: Поскольку мы все-таки музей эволюции и для нас это самая важная тема, у старшеклассников есть достаточно сложные вопросы, которые касаются теории эволюции, видообразования, на них не ответишь, просто подойдя к витрине и прочитав одно предложение.


Часто ли ребята веселят вас своими ответами?

Наталья Носова: Бывают очень забавные ошибки, которые у детей повторяются из раза в раз. Например, у нас в экспозиции есть андский кондор, который, соответственно, живет в Андах. А у детей в работах он очень часто становится «адским». То ли на слух заполняют, то ли суровый вид птицы сбивает с толку!

Наталья Красных: Непременно вызывает трудности при написании фамилия основателя музея – «Котс». Его пишут самыми невообразимыми вариантами, вплоть до таких буквосочетаний, которые и прочитать невозможно! Но мы за грамматику баллы не снимаем, мы же понимаем, что на самом деле хотел написать ребенок.

Бывает ли такое, что вы получаете работы на проверку и понимаете, что они подозрительно одинаковые?

Наталья Носова: Конечно, бывает такое, еще и с одинаковыми ошибками и одним почерком. Но мы за такое не наказываем, это не в нашей компетенции. Проверяем, выставляем баллы, а дальше уже решение за организаторами олимпиады.

Кто занимается проверкой работ?

Наталья Красных: Работы проверяем мы с двумя коллегами и делаем это оперативно: вечером нам их приносят, на следующий день все уже проверено. Объемы бывают очень разные: иногда три работы за день, а иногда тебе все несут и несут такие стопы, что даже из кабинета не выйдешь, настоящий конвейер, весь стол завален.

В вашем музее очень много интерактивных возможностей, вы как-то их используете на олимпиаде?

Наталья Носова: У нас могут быть задания, которые включают компьютерные киоски в экспозиции. Например, там можно получить достаточно полную информацию о Дарвине и его биографии, если в олимпиаде есть какие-то вопросы на эту тему, и ответить с помощью статичной экспозиции сложно.

Мне кажется, для многих детей такой способ восприятия информации просто более привычен, чем разглядывание классических экспонатов.

Наталья Носова: Действительно, у детей сейчас клиповое мышление, им привычнее воспринимать что-то краткое, яркое и желательно с картинкой. Но наша задача в том и состоит, чтобы научить их получать информацию и другими способами. В том числе, информацию от музейных предметов, потому что на самом деле в них ее очень много, надо просто уметь ее считывать. Олимпиадные вопросы как раз и помогают им заметить подводную часть айсберга, которая остается невидимой, если не приложить усилия.

Как вам кажется, почему ваш музей пользуется такой популярностью среди участников олимпиады?

Наталья Носова: Потому что мы рассказываем о природе, а она интересна всем. А еще наш музей очень красочный: в нем большие просторные залы, красивые экспонаты, много картин. Кроме того, конечно, наличие привычных экранов дополняет экспозицию: как бы мы к этому ни относились, без них современный музей сложно представить. Они дают возможность показать не статичные объекты, а, например, животных в среде обитания. Так в отделе зоогеографии у некоторых витрин с животными есть «живые этикетки» – экраны, благодаря которым можно этих же животных увидеть в движении, в природе.


Как вам кажется, что олимпиада дает вашему музею?

Наталья Носова: Мне кажется, с одной стороны Дарвиновский музей такой известный-популярный, а с другой, мы часто сталкиваемся с тем, что люди, живя в Москве, ни разу в нем не были, и может быть, участие в олимпиаде как раз служит для них таким толчком, чтобы прийти сюда вместе с детьми. Поэтому олимпиада прибавляет нам известности, развивает нас, заставляет постоянно придумывать что-то новое. И, конечно, повышает посещаемость, что нам тоже очень нравится.