Москва
Интервью

Иван Лазарев: «В «игру» — виноваты все, кроме меня, — очень легко и комфортно играть, но выиграть в ней невозможно»

Иван Алексеевич Лазарев, профессор Нью-Йоркского университета, в прошлом победитель олимпиад по географии, экономике и математике рассказал корреспонденту Olimpiada.ru, как знания в разных областях помогают в выборе профессии и дал несколько советов нынешним олимпиадникам.
Анна Титова 25 марта 2015
 Математика Информатикаи еще 19 предметов

Иван Алексеевич Лазарев, профессор Нью-Йоркского университета, в прошлом победитель олимпиад по географии, экономике и математике рассказал корреспонденту Olimpiada.ru, как знания в разных областях помогают в выборе профессии и дал несколько советов нынешним олимпиадникам.

Чем сейчас занимаетесь? Какова сфера Ваших профессиональных интересов?

Иван Лазарев: Я работаю на экономическом факультете в Нью-Йоркском университете. Основная сфера научных интересов – экономика отраслевых рынков. Мои научные работы посвящены проблемам ценовой дискриминации в разных отраслях, а также эконометрическим методам оценки моделей, применяемых для анализа динамических решений.

Будучи школьником Вы участвовали и побеждали во многих олимпиадах. Расскажите, пожалуйста, о Вашем олимпиадном опыте.

И. Л.: Я принимал участие в двух всероссийских олимпиадах – по географии в 9 классе, и по экономике – в 11 классе, а также в Международной олимпиаде по моделированию экономики и менеджмента. Кроме того, был кандидатом в сборную на международной олимпиаде по географии в 1999 году. Один раз я был официальным руководителем команды Московской области на Всероссийской олимпиаде по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний.

Почему Вы начали участвовать в олимпиадах?

И. Л.: Хороший вопрос. Я думаю, тут ситуация стандартная. Учитель решает вместо обычного урока или обычной контрольной работы провести школьную олимпиаду. Показал хороший результат – школа доверяет тебе представлять её на районном уровне: быть в такое-то время и показать лучшее, на что способен. «Ты не волнуйся, конечно, но ставки очень высоки, на тебе престиж школы». Ну и так далее.

Победа в какой олимпиаде для Вас стала самой значимой?

И. Л.: Наверное, самым значимым стало поражение, а не победа. Именно после поражения на всероссийской олимпиаде по экономике (у меня было 10 место в общем зачете, что при нынешнем положении давало бы какой-то диплом, но в 2001 году никак официально не отмечалось) я решил поступать на экономический факультет МГУ на общих основаниях. Победа на региональном этапе давала мне право поступления без экзаменов в Высшую школу экономики и, в принципе, я мог бы расслабиться уже в марте. Но после того проигрыша я решил, что буду готовиться к вступительным экзаменам в МГУ: к математике, сочинению и тесту по обществознанию. Я до сих пор уверен, что это решение было правильным.

Почему стали интересоваться экономикой?

И. Л.: Мне достаточно легко давалась математика на уровне стандартной программы обычной школы. При этом я чувствовал определенный «потолок»: без специальной подготовки я не мог так же легко решать олимпиадные задачи по математике. С другой стороны, мне очень нравились логические задачи с открытым ответом, которые часто встречались на географических олимпиадах. Экономика, как мне тогда показалось, в определенном роде объединяла то, что мне нравилось в математике, с тем, что мне нравилось в географии.

В чём заключается Ваш секрет успеха, как олимпиадника?

И. Л.: Для победы в олимпиаде важна не только правильность ответа, но также и скорость его получения, и качество обоснования. Я часто «выезжал» на том, что мог быстро накидать план получения ответа, а только потом уже шел к этому ответу. Если не хватало времени дойти до конца, я все равно получал достаточно высокие баллы, так как проверяющий видел, что я был на правильном пути.

Участие в олимпиадах как-то повлияло на выбор профессии?

И. Л.: Думаю, что да. Хотя не было какой-то определенной олимпиады, после которой я твердо решил, что точно буду экономистом. С выбором профессии я определился примерно в 9 классе, а в олимпиадах по экономике начал участвовать только в 11 классе.

Как опыт, приобретенный во время участия в олимпиадах, помогает в жизни?

И. Л.: Участие в олимпиадах, безусловно, помогало писать экзамены в студенческие годы. Умение четко сформулировать и представить свои мысли за ограниченное время – очень полезный навык. Олимпиады способствуют его развитию.

Из науки в финансы или бизнес можно уйти в любой момент, но практически никогда не удается вернуться обратно.

Как Вы стали профессором американского университета?

И. Л.: Параллельно с учебой на экономическом факультете МГУ я поступил на самую сильную в России магистерскую программу по экономике – в Российскую экономическую школу. Выпускников РЭШ знают не понаслышке в лучших университетах мира. После окончания РЭШ у меня были предложения продолжить обучение в докторантурах Гарварда, Стэнфорда и Массачусетского технологического института. Я выбрал Стэнфорд. В 2012 году я защитил диссертацию в Стэнфорде и начал работать профессором в Нью-Йоркском университете.

Почему Вы решили заниматься именно наукой? Не хотелось уйти в бизнес или финансы, например?

И. Л.: Наука позволяет мне заниматься тем, что мне очень нравится, и при этом особо не думать о бытовых проблемах. Из науки в финансы или бизнес можно уйти в любой момент, но практически никогда не удается вернуться обратно.

Чем отличаются олимпиады сейчас от олимпиад в то время, когда Вы были школьником?

И. Л.: Я не могу говорить за все олимпиады, но, как мне кажется, все же есть несколько отличий. Во-первых, тогда олимпиады не давали практически никаких льгот. К примеру, для поступления в МГУ без экзаменов нужно было победить на международной олимпиаде. Это три-четыре человека по пяти-семи олимпиадам на всю страну. В олимпиадах участвовали не для того, чтобы поступить в вуз. Во-вторых, на олимпиадах было обычно ровно три призера – первое, второе, третье место. В ряде случаев жюри могло присудить два вторых или два третьих места, но редко общее число дипломов победителей и призеров достигало пяти. В-третьих, задания были более свободными, то есть не подразумевающими однозначного правильного ответа. Подавляющее число олимпиадных заданий сегодня – это вузовские вступительные экзамены вчера. Это связано с тем, что сейчас олимпиады составляют те же люди, что составляли вступительные испытания тогда. Кроме того, методические комиссии опасаются давать задания со свободным ответом, в этом случае тяжелее и проводить олимпиады, и разбирать апелляции.

В России олимпиадное движение очень развито, а как с этим обстоит дело в США?

И. Л.: В США я мало сталкивался со средней школой. Средние школы в США очень децентрализованы. Не существует единого министерства образования, которое бы организовывало такие олимпиады или разрабатывало единые правила приема в университеты. Я слышал о математическом движении, которое чем-то похоже на олимпиадное движение в России. Про остальные предметы я слышал меньше. Соревнования между школами, безусловно, существуют. Но опять же, по моим достаточно косвенным впечатлениям, вся система очень децентрализована.

Что бы Вы пожелали современным школьникам?

И. Л.: Две вещи. Во-первых, подходить к любой информации критично, самостоятельно анализировать поступающую информацию, сравнивать разные точки зрения, смотреть на факты. Следить не за эмоциональным наполнением, а за прочностью логических аргументов. Без этого в современном мире нельзя.

Во-вторых, не искать виноватых. В жизни каждого будут успехи, но будут и неудачи. Очень легко объявить кого-то еще виноватым в твоей неудаче: всеобщую несправедливость, заговор мирового правительства, действия твоего начальника, некомпетентность твоих подчиненных. Очень просто убедить себя в том, что ты-то хороший, самый правильный и замечательный, самый прилежный, и если бы не они, то этой неудачи бы не было, а были бы одни успехи. В эту «игру» — виноваты все, кроме меня, — очень легко и комфортно играть, но выиграть в ней невозможно.