Москва
Интервью

«Лингвистика — не совсем гуманитарная наука»: медалисты международной олимпиады о заданиях на логику и своей подготовке

С 21 по 29 июля в Болгарии прошла XX Международная олимпиада по лингвистике, на которой российские школьники завоевали четыре медали. Мы пообщались с ребятами о том, как готовиться к соревнованиям по этой дисциплине и какие материалы изучать.
Валерия Медведик 9 августа 2023
 Лингвистика

Элеонора Степанова, золотая медалистка

Подготовка

Я сама заинтересовалась лингвистикой, когда обнаружила на сайте Московского центра непрерывного математического образования сборник лингвистических задач. Потом записалась на кружок в школе, узнала про Традиционную олимпиаду по лингвистике и решила попробовать себя в ней. По ее результатам как раз и попала на Международную.

Олимпиад по лингвистике немного, самая крупная – Традиционная. Еще есть Турнир Ломоносова, Устная олимпиада по лингвистике, а также Всероссийская олимпиада школьников и «Высшая проба» по русскому языку.

Готовясь к олимпиадам, я проходила курсы «Сириуса» и решала задания прошлых лет. Рекомендую сборник задач Традиционной олимпиады по лингвистике 1965-75 годов, так как в нем много классических и нетривиальных заданий. Также можно почитать книги Светланы Бурлак и Максима Кронгауза – известных лингвистов.

Советы

Лингвистика – междисциплинарная наука, поэтому не стоит концентрироваться только на одном предмете. Полезно учить русский и иностранные языки. Тем, кто, как и я, интересуется компьютерной лингвистикой, стоит также изучать математику и информатику.

Ребятам стоит развивать логику и математическое мышление, ведь в лингвистических олимпиадах даются логические задачи, не требующие специальных знаний. Многие считают лингвистику гуманитарной наукой, но, на самом деле, это пограничная дисциплина, включающая в том числе и расчеты. Также нужно изучать разные лингвистические явления, учиться подробно их объяснять, а, главное, на олимпиаде не бояться записывать ответ, если он выглядит логичным, но слишком нестандартным.

Российские участники и руководители на Международной олимпиаде в Болгарии

Виктория Зубкова, серебряная медалистка

Подготовка

До девятого класса я жила и училась в Мурманской области, не зная, что лингвистика существует как олимпиадное направление или предмет в целом. Мне рассказали об этом в лагере в Москве. Тогда я решила отобраться на лингвистическую смену в «Сириусе» и прошла. Там уже я полноценно познакомилась с лингвистикой и олимпиадами по ней, начала к ним готовиться.

Публикация791

Наиболее важной составляющей подготовки является нарешивание заданий. Я рекомендую брать их не только из российских олимпиад, но и, к примеру, из Азиатско-Тихоокеанской – она гораздо сложнее. Можно решать также Североамериканскую олимпиаду, там задачи разных уровней.

Что-то не очень стандартное можно брать из олимпиад других стран. Единственный минус – их приходится самостоятельно переводить. Но это того точно стоит, потому что они сильно расширяют имеющуюся у вас базу.

Нарешивание важнее «начитывания», ведь задания в первую очередь на логику, умение анализировать материал и обобщать данные. Практика поможет понять многие процессы в языках и увидеть закономерности, следовательно, решать задания будет проще и быстрее.

Если говорить о курсах подготовки, очень советую платформу «Сириус». Они рассказывают основную лингвистическую теорию, которая нужна при решении задач, а также предлагают большое количество заданий и разборов самых сложных из них.

Лингвистика и школьные предметы

Связь лингвистики со школьными предметами очень сложная. Первым в голову всегда приходит русский или какой-то иностранный язык. Мне же кажется, что гораздо сильнее она связана с математикой или информатикой.

Лингвистику часто причисляют к гуманитарным наукам, но это не совсем правда, ведь эта наука больше про структуру языков. Описание структур необходимо делать довольно точно, что сближает лингвистику с математикой. На олимпиаде много ребят, которые пришли в лингвистику именно из этой области. Она развивает какую-то общую логику и задействуется при анализе материала.

Артем Бойко, золотой медалист

Путь

Сама лингвистика заинтересовала меня не сразу, в отличие от иностранных языков. Например, с четвертого класса я немного учил японский, а впоследствии брался за другие языки. Но зацепил меня эсперанто, так как он очень интересно сконструирован. В нем нет грамматических исключений, непредсказуемых изменений, легко учатся слова. Видно, как логично язык устроен. А потом я увлекся и другими сконструированными языками. Я стал изучать, как люди их создают. Так и пришел к лингвистике.

Лингвистика и школьные предметы

Самый близкий к лингвистике предмет – русский язык. Там вводятся лингвистические понятия: падеж, спряжение, склонение и прочее. Но наука эта такая разносторонняя, что к ней можно привязать любой предмет. Есть компьютерная лингвистика, для которой полезно программирование; есть нейролингвистика, где, наверное, надо разбираться в биологии, так как изучается работа мозга; есть историческое языкознание.

Советы

Главный мой совет – это просто участвовать. Это классно, бесплатно, в основном не пересекается с учебой в школе. Одни только плюсы.

Публикация946

Что касается решения лингвистических задач, нужно не пренебрегать примечанием к заданиям. Оно находится снизу, там часто пишут, что конкретно требуется от ученика или какие-то дополнительные сведения, например, как читаются некоторые буквы или какие условные обозначения используются.
Нужно, как и во всех олимпиадах, уметь отбросить задачу, если она не решается, и не тратить на нее время, ведь оно очень ценно.

Еще нужно доверять себе и лишний раз не сомневаться. У меня была проблема: я часто не решал задачу просто потому, что не верил в происходящее в ней или в то, что иду по верному пути. Прежде чем отбрасывать гипотезу, нужно найти конкретное противоречие ей, иначе это может обернуться в потерю баллов, хотя ты шел в правильном направлении.