Москва
Интервью

«Надо быть уверенным в себе, но нельзя думать, что уже все знаешь»: как готовились к финалу победители и призеры Всероссийской олимпиады по иностранным языкам

О том, что помогло победителям и призерам Всероссийской олимпиады по английскому, французскому, немецкому, испанскому, итальянскому и китайскому языкам получить заветные дипломы, читайте в нашей очередной подборке впечатлений.
Анастасия Карманова 18 апреля 2023
 Английский язык Немецкий языки еще 4 предмета

Немецкий язык

Олимпиада проходила в Самаре с 30 марта по 4 апреля. Дипломами победителей наградили 18 школьников, призерами стали 86 ребят.

Валентина Ефремова, 11 класс, Нижегородская область, призер:

Это мой последний Всерос, так как я заканчиваю школу. Я безумно рада снова собраться в одном месте с ребятами и разделить с ними это время, встретиться с теми, с кем не виделась целый год.

Всерос – это не просто задания, которые нужно выполнить. Это место, где можно завести новые знакомства и даже близких друзей. Общение с другими участниками поднимало мне настроение и помогало не волноваться во время туров.

Я благодарна своей сборной за теплые отношения, которые сложились между нами. Мы словно стали маленькой семьей. Мы постоянно поддерживали друг друга, смеялись. Я никогда не забуду это время!

Полина Савинская, 8 класс, Москва, призер:

Я очень хочу связать свою жизнь с лингвистикой. Так как немецкий я знаю лучше английского, в прошлом году я решила попробовать пройти на Всерос. Я была в 7 классе и участвовала за 9, поэтому вообще не думала, что что-то займу, но в итоге стала призером. В этом году я уже шла намеренно, подняла планку и хотела достичь большего. И, действительно, мой уровень улучшился. Каждый год, когда ты участвуешь в олимпиаде, ты прокачиваешь свои знания все больше.

Начинающим олимпиадникам я бы посоветовала ни в коем случае не нервничать, потому что ребята идут впервые на Всерос обычно в 9 классе. Первый раз, как правило, ознакомительный. Редко выходит так, что участник сразу что-то занимает. Можно прийти, познакомиться с ребятами, понять, как все работает.

И советовала бы еще никогда не думать, что в подготовке нет смысла, ведь ты уже «все знаешь». Надо быть уверенным в себе, но никогда нельзя думать таким образом. Нужно знать все и даже больше, в любом случае это в жизни пригодится, даже если не на Всеросе.

Аяна Ханхараева, 11 класс, Республика Бурятия, призер:

Это мой первый заключительный этап, поэтому местами мне было сложновато. Но атмосфера и ребята очень помогали мне не волноваться и всегда быть на позитиве. Впечатления от Всероса очень яркие, у меня от него останутся незабываемые воспоминания.

Я очень рада, что в итоге попала сюда и смогла не только стать призером, но и получить опыт общения с такими замотивированными ребятами, а также языковую практику. Она особенно пригодится мне, так как я сейчас готовлюсь к поступлению в Германию.

Ольга Смирнова, 11 класс, Вологодская область, призер:

Мне кажется, во время подготовки я прорешала вообще все задачи прошлых лет. Еще мы выполняли задания из международных экзаменов. Я много готовилась к страноведению, на региональном этапе у меня с ним не очень получилось, но тут я отыгралась. В школе у нас также было время, специально отведенное на подготовку. Дома я слушала много подкастов и новостей на немецком, читала книги. Еще у меня есть подруга из Швейцарии, и мы с ней общаемся каждый день, это тоже очень помогает.

Начинающим олимпиадникам я бы дала совет никогда не сдаваться. Человеческие возможности безграничны, поэтому нужно в себя верить, даже если сразу что-то не получается.

Анастасия Горбачёва, 11 класс, Санкт-Петербург, победитель:

Активно ботать я начала в феврале. Вместо уроков в школе ходила к учительнице немецкого языка, по дороге в библиотеку слушала подкасты на немецком, до вечера занималась в библиотеке и потом по дороге домой учила слова.

Мне этот заключительный этап не показался сложным, я выполнила задания почти без ошибок. Но я уверена, что это потому, что я хорошо готовилась.

Ребятам, которые только начинают свой олимпиадный путь, я бы посоветовала поставить себе цель – взять диплом и предпринимать активные действия, чтобы к ней прийти.

Испанский, итальянский и китайский языки

Финал Всероссийской олимпиады по испанскому, итальянскому и китайскому языкам проходил в Москве с 24 по 28 марта. Дипломы победителей по итальянскому языку завоевали пять старшеклассников, 23 школьника стали призерами.

Среди знатоков испанского языка победителями стали восемь участников, дипломы призеров получил 41 финалист.

Семь ребят стали обладателями дипломов победителей по китайскому языку, еще 41 финалист увез домой диплом призера.

Мария Ефименко, 11 класс, Свердловская область, испанский язык, призер:

Так как это мой четвертый раз на заключительном этапе, результат был ожидаемым. Я давно занимаюсь испанским и считаю, что совершенству нет предела, поэтому хочу продолжить его изучать уже в университете, скорее всего, на профильной программе языковой подготовки.

В этом году я не волновалась, потому что знала, что за будущее можно не беспокоиться. Подспорье в виде прошлогодних дипломов мне позволило расслабиться. Да и задания оказались немного легче, чем в том году. В этот раз даже страноведение не вызвало особых затруднений.

Также важен и уровень подготовки. Я активно работала на результат и верила в победу. Не сомневалась, что у меня получится.

Испанский – язык для души. Он помогает мне расслабиться и настроиться на позитивный лад. Стоит только послушать латиноамериканские мотивы, и вы поймете, о чем я!

Подборка10

Софья Ли, 10 класс, Кемеровская область, китайский язык, победитель:

В этом году мне удалось улучшить результат, в прошлый раз я была только призером. Надеюсь, в следующем году моя победа станет абсолютной.

Я много работаю и стараюсь совершенствоваться в знании языка. Китайский очень интересен тем, что он неразрывно связан с культурой и историей страны. Мне нравится в этом копаться, особенно в иероглифике.

Чтобы добиться такого результата, важно уделять достаточное время ежедневной подготовке. А главное – подогревать интерес к языку, чтобы не чувствовать усталость и скуку от монотонных часов занятий.

Китайский, думаю, продолжу изучать в вузе. Мне хочется поступить на факультет востоковедения, но с вузом я пока не определилась.

Даниил Пауль, 9 класс, Санкт-Петербург, итальянский язык, абсолютный победитель:

Активно олимпиадным движением я увлекся только в этом году, решил принять участие во Всеросе. Впервые прошел и на региональный этап (где стал призером, а не победителем), и на заключительный.

Язык изучал в основном самостоятельно и начал с нуля только в этом году. Ближе к Всеросу готовился со сборной Санкт-Петербурга и ее главным тренером Ириной Сергеевной Некрасовой.

Изначально ехал на олимпиаде не конкурировать, а просто выполнить свою миссию, показать уровень.

Мне кажется, нужно иметь «подкожный слой оптимизма», осознать, что вы не хуже других, и поверить в мечту. Важно понимать: тот, кто приложил много усилий, не может не добиться успеха.

Французский язык

Заключительный этап прошел в Москве с 17 по 22 марта. Победителями стали 16 участников, призерами – 87 школьников.

Маргарита Устинова, 10 класс, Москва, призер:

В этом году организация была на высоте, придраться не к чему! Конечно, ожидание результатов – это всегда стресс, но с хорошей компанией время проходит незаметно. Ну и призерство радует, само собой!

Я уже становилась призером в прошлом году, поэтому знала, что и в этом буду участвовать. Но я все равно написала региональный этап, к сожалению, плохо, что сильно подкосило мою уверенность в победе. За два месяца до заключительного этапа начались занятия по подготовке для московской команды, я их посещала и считаю, что именно они мне помогли стать призером, ведь самостоятельно было очень тяжело готовиться.

Победить мне помогла атмосфера в команде, наверное. Мы все друг друга поддерживали, болели, и совсем не чувствовалось, что мы соперники! Когда знаешь, что какой бы результат ты ни показал, всегда будут люди, которые тебя подбодрят, становится спокойнее и легче. Ну и конечно, умение собраться и просто выжать из себя максимум, без этого никак.

В этом году изменился формат заданий, было много открытых вопросов и мало тестовых, никто этого не ожидал, и из-за этого возникли сложности. С другой стороны, было бы не так интересно, будь задания легкими!

Я стараюсь участвовать во многих олимпиадах, просто чтобы попробовать себя, оценить свои силы. В этом году мне не хватило нескольких баллов до регионального этапа по искусству, может, в следующем году получится!

Тем, кто только начинает свой олимпиадный путь, советую жить французским! Смотреть кино, стендап, ютуберов, читать книги, слушать музыку – это лучший способ узнать культуру страны. Плюс сейчас существует множество разговорных клубов, в которых можно практиковать язык с носителями, что тоже супер мотивирует.

Всерос – это люди. Вот уже второй раз на заключительном этапе я поражаюсь тому, как такие разные участники могут быть объединены любовью к французскому языку и культуре.

Жан-Франсуа Дюге, 11 класс, Тюменская область, призер:

Лексико-грамматический тест – единственный, к которому, по моему мнению, следует готовиться именно в том формате, в котором он дан. Остальные задания я старался совмещать с ежедневными занятиями: если читал статьи, то в основном на французском, если слушал подкасты, то старался подмечать ключевые детали, выцеплять имена, должности и т.п.

Олимпиада – это круто, но не следует считать, что знания нужны только для нее. Это изначально некая мотивация и инструмент для изучения тех или иных предметов, поэтому следует относиться к неудачам спокойнее.

Татьяна Куценок, 11 класс, Краснодарский край, призер:

В 10 классе я участвовала в заключительном этапе, но призером не стала. Тогда я не сильно расстроилась, наоборот, приехала домой замотивированной. Поняла, что все возможно, ну и стала готовиться: решала тесты, учила лексику, регулярно слушала французскую речь. Через год стала победителем регионального этапа и отправилась на финал. Пришлось пройти через страх и тревожность, тем не менее, я не мучила себя, делала, что могу.

Начинающим олимпиадникам я бы посоветовала не замыкаться в себе при неудачах: таков уж путь всероссника. Успех без падений невозможен, главное – идти дальше, продолжать заниматься любимым делом. Ну и постараться не сравнивать себя с другими. Сравнение иногда толкает к работе, но не стоит злоупотреблять и совсем уж загоняться. И помнить, конечно, что ЕГЭ не приговор, кто бы что ни говорил.

Всерос не для слабонервных. Это и стресс, и страх, и разочарования. Но при этом новые знакомства, ценнейший опыт и широкие возможности!

Английский язык

Дипломы Всероссийской олимпиады по английскому языку завоевали представители 28 регионов страны: 23 участника стали победителями, 108 финалистов получили статус призеров. Заключительный этап проходил в Москве с 6 по 12 апреля.

Семен Шевченко, 11 класс, Челябинская область, призер:

На этот Всерос я ехал без ожиданий, потому что диплом призера у меня уже был. Я поддерживал уровень английского в течение года, но специально не готовился. Постоянно сижу в английских социальных сетях, читаю, смотрю английские фильмы. Самым трудным заданием для меня в этот раз была грамматика. Я хорошо знаю язык, но вот структуры в голове нет, делаю все по интуиции, поэтому потерял много баллов на ней, но это не помешало получить диплом. Самое любимое на олимпиадах – устный тур. Это классная возможность пообщаться с другими ребятами из регионов, это очень интересно и очень… challenging. Не помню, как это на русском. Но да, мне нравятся сhallenging задания!

Арсений Емельянов, 11 класс, Москва, победитель:

Однажды во время переписи населения я случайно указал, что у меня два родных языка: английский и русский, хотя я родился в русской семье из Новгородской области. Родители всегда прививали мне любовь к книгам: давали огромные издания по истории Англии, и уже во втором классе я много читал. Еще я работал экскурсоводом для американцев, несколько раз ездил на Северный полюс с иностранными экспедициями.

Я пять раз участвовал во Всеросе, но главное – все это было вместе с чудесными людьми из нашей московской сборной. Я мог бы сказать, что самым сложным было преодолеть нервы и стресс, но это не так. Всерос для меня похож на кота Шредингера: я ни разу не стал абсолютным победителем. В прошлом году, например, мне снова не хватило одного балла, и я остался на втором месте. Тогда я подумал: когда не знаешь, станешь абсолютом или нет, главное – решить этот вопрос в своей голове: как решишь, так и будет. Видимо, я решил его не в свою пользу в этот раз. Но обязательно будут победы дальше.

Самым интересным в этом году для меня был раздел Use of English. Я часто допускал там глупые ошибки, а в этот раз у меня второй результат среди всех классов. Думаю, это заслуживает немного похвалы.

Александр Ковалев, 8 класс, Москва, призер:

Я своего рода билингв: родился в Сингапуре, прожил там 12 лет, общался на английском с друзьями и в школе. Я играю в видеоигры, слушаю музыку и люблю мемы – все это на английском. Хочу еще три раза написать Всерос, в следующем году стать победителем, буду готовиться.

Юлия Фролова, 10 класс, Санкт-Петербург, призер:

Я изучаю английский с детства, и в какой-то момент поняла, что могу на этом языке выразить больше, чем на русском. Поэтому хочу изучать его дальше, постигать все глубины и тонкости. Я обожаю английскую классику. Например, сейчас устроила челлендж и перечитываю все романы Джейн Остин в оригинале: уже прочитала два, осталось четыре.

Самым сложным в этом году для меня был устный тур. Мне не повезло попасть в последний поток участников, и к моменту выступления мой мозг отказывался работать, а я держалась только на той маленькой шоколадке, которую съела в обед. Мое любимое задание – страноведение, потому что я много изучаю культуру и историю англоговорящих стран. Такое решать всегда легко и приятно.

Подборка12

Кирилл Бредихин, 11 класс, Республика Татарстан, призер:

Английский язык я начал изучать в своей школе в Казани. Мы учимся только на английском, поэтому я говорю свободно. Без разговорной базы никуда: если бы не мои 20 из 20 за устный тур, я бы тут не стоял с дипломом. Подготовка, любимые наставники, лучшая команда – и мы сделали это!

Я потребляю огромное количество контента на английском языке: все фильмы, музыка. Еще я гитарист, пою и сочиняю песни. Это очень помогает: когда учишь песни с новой лексикой, то запоминаешь много фразеологизмов и лучше понимаешь на слух. Ну и конечно, помогает общение с иностранцами. Это классный культурный обмен: можно ведь не только общаться, но и рассказывать о нашей стране, пересказывать Евангелие на английском.

Чтобы выучить английский, не надо много ботать, нужно просто в нем жить. И чем больше в нем живешь, тем менее болезненно даются новые вершины. Это мой принцип, и сегодня я очень счастлив, что он работает.

Алиса Косаревич, 10 класс, Московская область, призер:

У меня невероятные эмоции, я не могу поверить, что этот путь наконец закончился. Очень трудно осознать, что у меня получилось. Мне было порой сложно продолжать работать, когда не было сил и мотивации учиться. Мне казалось, что я делаю много, но стою на месте. А самое главное, что важно было сломить, это сравнение себя с другими.

Для подготовки я смотрю популярные сериалы на английском, а еще помогаю своим одноклассникам с домашним заданием и сложными правилами. Мне нравится объяснять, рассказывать, через это я и сама многое понимаю в языке.

Сейчас у меня нет планов, связанных с языком, диплом был финальной точкой. Дальше – только отдых и лето. Буду заниматься чем-то другим. Вообще я хочу связать жизнь с биологией и исследованиями. Сейчас много научных работ на английском, поэтому он мне точно поможет.

Благодарим Ксению Елизарову, Анну Соколову, Валерию Медведик и Елизавету Майданову за помощь в подготовке материала.


Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты смотрите на специальной странице финала.

Еще больше впечатлений, а также репортажи, викторины и конкурсы для финалистов вы найдете в группе Всеросс-live.