19 апреля 2024, 14:23

Жемчужное шитье, защита данных, исследовательские роботы и беспилотники: какие проекты представили финалисты Всероссийской олимпиады по технологии

 Технология

В Москве завершились испытания заключительного этапа Всероссийской олимпиады по технологии. На соревновании школьники выполняли теоретические задания, моделировали изделия на практическом туре и презентовали жюри свои творческие проекты, которые они готовили в течение всего учебного года. Все работы отвечали теме: «Время созидать».

Олимпиада проводилась в четырех номинациях: «Культура дома, дизайн и технология», «Техника, технология и техническое творчество», «Робототехника» и «Информационная безопасность». Предварительные результаты по каждому направлению уже опубликованы на сайте организаторов. Победителей и призеров финала назовут на церемонии закрытия 20 апреля.

О том, как проходили состязания и какие проекты ребята привезли на заключительный этап, рассказали сами участники.

Елена Дружинина, 10 класс, Москва (Культура дома, дизайн и технология):

Моя коллекция посвящена созданию женских бальных платьев. Я хотела показать, что это искусство может продолжаться и в наше время, что оно не утеряно. Ведь сейчас такая быстрая мода, что не успеваешь понять, что люди хотят носить. Все меняется, но есть то, что можно сохранить и использовать, это я решила показать.

Скажу сразу, создавать коллекцию было очень сложно, ведь все изделия состоят из множества слоев. К тому же, материалы не самые простые: для глажки некоторых понадобились специальные устройства, какие-то материалы были слишком плотные, их пришлось сшивать вручную, чтобы машинка не заела.

Анастасия Гришина, 10 класс, Республика Татарстан (Культура дома, дизайн и технология):

Практика для меня была безумно интересным этапом. Я рассчитывала, что она дастся мне гораздо сложнее, но все прошло отлично. Мы должны были смоделировать платье, потом отшить по лекалам и декорировать его часть.

Моя коллекция называется «Русская зима». Она включает в себя технику жемчужного шитья и более современный вид. То есть в Древней Руси, например, носили кокошники, которые невозможно надеть сейчас, поэтому я сделала эту технику более современной.

Айлин Мамедова, 9 класс, Московская область, (Культура дома, дизайн и технология):

Мой образ – это корона 18 века. Я вдохновилась образом короны Российской империи. Ее создала дизайнер Ольга Малярова.

Весь год я работала над своим проектом. Начала с самого легкого – сшила юбку основного платья, потом корсет и накидку. Основные цвета, которые я использовала, – это красный и кремовый, так как в этом году они в моде. Красный цвет олицетворяет величественность, а кремовый – нежность.

Так как это мой первый Всерос, практический тур показался мне сложным. С моделированием юбки у меня не возникло проблем, а вот работать на швейке (это такое приспособление для шитья) было трудно. Но несмотря на переживания и негативные эмоции, этот опыт мне все равно очень понравился.

Арсений Порхунов, 11 класс, Москва (Информационная безопасность):

По факту практический тур состоял из двух частей: заданий на наступательную безопасность и задания на использование средств защиты информации. В первом типе были даны разные задания – от исследования безопасности (поиска уязвимостей, их эксплуатации и доказательства компрометации системы получением специальной строки – флага) сайтов до взлома криптографической схемы. Задание на использование средств защиты информации было более интересным: нужно было расследовать инцидент кибербезопасности, имея только запись сетевого трафика. Пользователь скачал картинку из интернета, которая оказалась архивом с вредоносным ПО – шифровальщиком. Нужно было исследовать работу этого шифровальщика и узнать контакты, принадлежащие злоумышленникам, а также адрес сервера, на который они отправляли информацию.

Мой проект – про защиту данных с помощью технологий блокчейна. На данный момент блокчейн широко используется только для криптовалют, хотя на самом деле это очень хорошая технология для сохранения целостности данных. В своем проекте я изучил существующие методы обеспечения целостности информации и существующие практики применения блокчейна в этих целях. И в качестве продукта разработал гибкую систему управления доступом на основе блокчейна – администраторы могут управлять доступом других пользователей к конфиденциальным данным, которые, как и их права, хранятся в блокчейне.

Илья Фадеев, 9 класс, Республика Татарстан (Робототехника):

Это мой первый Всерос, поэтому я усиленно готовился к практическому туру, но у меня не все прошло гладко. Нужно было коммутировать провода, и было несколько проблем с питанием. Нужно было выделять некоторые объекты в отдельные, потому что они слишком много потребляли. Это забрало у меня драгоценное время.

Мой проект – образовательный набор, на котором можно обучаться в различном возрасте. Он представляет собой основную платформу и насадку. Человек сначала обучается управлению моторов (простые функции), потом ему дается какая-то простая насадка (движение по линии, по лабиринту). Для этого разблокировывается специальная библиотека, разработанная мной и упрощающая программирование. Потом даются более сложные насадки, например, с камерами, и так он учится объединять роботов в какие-то группы. Один, например, заметил объект и попросил другого робота убрать его с пути. Потом ученик разрабатывает свой собственный проект на базе этой уникальной платформы, разрабатывает свою насадку.

Это уже четвертая версия робота. В начале он был некрасивый, слишком высокий, не было особо коннекторов, все плохо крепилось. А сейчас все уже хорошо работает. Я печатал все на 3D-принтере, создавал и травил платы сам.

Сергей Соловьев, 9 класс, Санкт-Петербург (Робототехника):

На практическом туре было задание доставить кубики в специально обозначенную зону. При этом по положениям всех кубиков нужно было вычислить местоположение одного из них, который нельзя было передвигать. Задание было не очень сложным, но так как никто сразу не догадался, с какой стороны начать его выполнение, полный балл не получил никто.

Концепция моего проекта заключается в создании исследовательского робота на шагающем движителе для отработки алгоритмов радиационной разведки. Я хотел сделать именно этот проект, так как в рамках темы «Время созидать» я выбрал исследования загрязненных земель для того, чтобы можно было возвращать их в использование и использовать те участки земли, которые уже очистились от вредных веществ. Этот проект подходит для отработки алгоритмов решения этой задачи.

Я испытывал к шагающему движителю личный интерес и хотел исследовать то, как он может быть применен в транспортных средствах. Шагающий движитель позволяет достичь хороших показателей скорости и проходимости, но все равно он менее эффективен, чем колесные или гусеничные движители.

Роман Власов, 9 класс, Томская область (Техника, технология и техническое творчество):

На практическом туре нам нужно было сделать макет летнего столика. Это было несложно, поэтому рассчитываю на хороший результат.

Мой проект – это подставка для ног, которая помогает снизить нагрузку на мышцы ног и спины. Решил сделать именно ее, так как моя мама работает в школе и проводит много времени за компьютерным столом. Поэтому я решил изготовить такую подставку, чтобы во время длительной работы мышцы ног и спины были расслаблены.

Проект сделан из древесины, из мебельного щита. Вначале я изготовил по индивидуальным размерам шаблоны, после чего выпилил уже заготовки из древесины, сделал сборку, шлифовку, подгонку и покрыл изделие пропиткой для того, чтобы оно не маралось. Это полностью ручная обработка.

Арсений Кузнецов, 9 класс, Московская область (Техника, технология и техническое творчество):

На практическом туре нам нужно было сделать мост для игрушечных машинок с помощью лазерно-гравировальной машины. У меня не было никаких трудностей, думаю, что получу хороший балл.

Мой проект – это беспилотный летательный аппарат для исследования местности, транспортированный в кейсе. Я изучаю беспилотные летательные аппараты на протяжении нескольких лет и в процессе столкнулся с проблемой, что на рынке существует мало беспилотников, которые были бы дешевые, имели высокие аэродинамические характеристики, удобно транспортировались и имели небольшие габариты.

Поэтому я решил создать свой проект, который бы помог рынку для решения большого количества задач. Я выбрал эту схему из-за сравнительно небольшого лобового сопротивления и более простого изготовления. А еще мой проект основывается на уникальной системе запуска – методе бумеранга – и как раз самолетный тип лучше всего подходит для этой задачи.

Предварительные результаты


Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты добавляются на специальную страницу финала.

Еще по теме