Москва
Cтатья

Каждая рыба в реке тебя поймет, если ты заговоришь по-селькупски

День «Фестиваля языков» на Летней лингвистической школе: участники рассказывали о каком-то языке, необязательно известном. Там были редкие и даже искусственно созданные языки. Гриша Коротких, приехавший на ЛЛШ из закрытого города Северска Томской области, выбрал  мало кому известный южноселькупский – язык малочисленного народа Севера, на котором говорят всего 20-30 человек на планете. Впечатление от его доклада: перед нами будущий выдающийся ученый и яркий общественный деятель.
Наталья Иванова-Гладильщикова 15 января 2018
 Лингвистика

Из географии – в лингвистику

Вероятно, лингвистикой он увлекся благодаря географии. «В раннем детстве моей настольной книгой был атлас мира, и уже дошкольником я знал флаги и столицы практически всех государств. Лет с шести начал листать географические карты Томской области. Завораживали чудесные названия: деревня Трёхустье Кальджа, например. Читая разные названия, я довольно легко выделил топоформанты – такие кусочки слов, которые маркируют какие-то географические объекты. Карайга, Чагисейка, Шуделька – реки, Пурульто, Пурульдо, Польто – озёра. То есть, если оканчивается на -ка, -га – река; -то, -до – озеро», – рассказал Гриша.

Олимпиада 298
Интерес к языкам малых народов Севера связан и с тем, что, как он сам признался, он – «краевед по жизни», тесно связан с природой, а именно эта близость к окружающему миру отличает малые народы Севера. Растворенность в природе роднит Гришу Коротких с селькупами, которые и сегодня продолжают жить в согласии с ней. У них считается большим грехом выловить рыбы больше, чем нужно на пропитание. И если они убили зверя, хотя не нуждались в пище, то просят у него прощения, замаливают этот грех (как бы говорят с ним на понятном ему языке). «Неслучайно, – сказал Гриша Коротких, – у меня была футболка с надписью: «Каждое дерево в лесу, каждая рыба в реке тебя поймет, если ты заговоришь по-селькупски». Может быть, для того, чтобы сохранить эту связь с природой, некоторые селькупы сегодня уходят жить в лес, бегут от благ цивилизации на заимки, возвращаются к своим корням.

Почему южные селькупы

Заниматься южноселькупским языком Григорий Коротких начал лишь в июне прошлого года. Как это произошло? Решая куда пойти на выходные, он отправился на фестиваль «ЭкоЭтно», проходивший в очередной раз рядом с Томском. Туда приехали трое селькупов из южных районов Среднего Приобья. До этого он вообще никак с ними не пересекался. Познакомились, обменялись контактами. А в июле он впервые поехал на Летнюю лингвистическую школу в Вороново, после этого – в Питер. Там договорился о встрече с преподавателем Института народов Севера, Аркадием Гашиловым, который много лет преподает селькупский язык. Сам он селькуп из Колпашевского района. А в августе в селе Парабель Томской области проходил очередной фестиваль «Этюды Севера», куда Гриша поехал впервые. Именно там учительница селькупского языка Наталья Иженбина подарила ему букварь южноселькупского языка. И он начал его учить. «Теперь я его знаю довольно неплохо, – рассказал Григорий, – и иванкинский диалект, и парабельский, его еще называют нарымским. Я сейчас уже даже иногда думаю по-селькупски. Это удобно и быстро: голова очень хорошо работает. Мне и раньше селькупы говорили, что язык очень быстрый: два слова сказал и все понятно»

На мой вопрос, насколько южноселькупский язык интересен с лингвистической точки зрения, Григорий ответил: «Очень интересен: этот язык стоит особняком среди самодийских и уральских языков. В нём сохранились архаичные черты, ведь собственно селькупский язык распался на два больших ареала более 300 лет назад, и мы можем до некоторой степени проследить пути развития отдельных селькупских диалектов и прояснить для себя какие-то частные вопросы этнической истории селькупов».

Защитник селькупов

Знаете, какой должностью обладает теперь уже 11-классник Григорий Коротких? Он – уполномоченный Колпашевской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера "Колта-куп"» по городу Северску. Гриша помогает селькупам сохранить свой этнос, язык. «Абсолютное большинство ученых в России абстрагируются от общественного движения. Очень сильно себя ограничивают, и до них это пока не доходит. Я же начал свое взаимодействие именно с общественниками», – рассказывает он.

Григорий не может спокойно наблюдать, как в Иванкино закрывают национальное сельское поселение, какие безобразия творит колпашевская администрация («там ложь и шантаж»). «Колпашевская общественная организация КМНС занимается самыми разными вопросами: там и охота, и рыбалка, и культура, и язык. Им вставляют палки в колеса. Они мне с нового года об этом рассказывают. Я познакомился с ними, втянулся в их работу. Я не могу к этому равнодушно относиться. Потому что языковая ситуация такая, что если мы не просто не поддержим, а не создадим это низовое языковое движение, у нас от языка ничего не останется. А люди говорящие и просто интересующиеся есть: они есть и в Колпашеве, и в Парабели, и в Белом Яре. Это совершенно необходимо с лингвистически-практической точки зрения».

Олимпиада 39
А 20 февраля 2017 года Григорий осуществил пока самый крупный в своей жизни проект: в Центральной городской библиотеке состоялась встреча северских школьников с селькупами под длинным названием: «Впервые за 500 лет селькупский разговор в Северске». Григорий рассказывал гостям и учащимся четырех северских школ о расселении и численности селькупов и о южноселькупском языке. Присутствовавшие узнали, что селькупы, жившие на территории Нижнего Притомья (в том числе и будущего Северска), назывались «байгула», что означает «люди огненной белки», что в 15-16 веках они занимали огромную территорию (как Польша и Чехия вместе взятые); что в языке этого коренного северного народа примерно в два раза больше падежей, чем в русском, что их «здравствуйте» звучит, как «торова», и происходит от русского «здорово»... Школьники и сами с помощью словарей попытались составить целые предложения, прочитать и понять селькупский текст. А еще перед зрителями выступал селькупский ансамбль «Тӱ̄ссайока» с песнями, танцами, шаманскими обрядами; прошли мастер-классы, на которых все желающие учились делать обрядовые куклы, плести сети, прясть, вязать из конского волоса одежду и обувь.

Лингвистическая школа и планы на будущее

Этим летом Гриша выступал с большой презентацией о южноселькупском языке на Летней лингвистической школе. Это чрезвычайно интересное событие: сюда приезжают наиболее талантливые дети, увлекающиеся лингвистикой, и лучшие преподаватели и ученые. По словам Гриши, «школа – это событие очень мощное. У меня теперь установлены контакты с разными учеными. Со многими я лично разговаривал. Эти связи уже помогают мне в моей научно-общественной деятельности. В других ситуациях с этими людьми на частные темы не поговоришь. Они постоянно в работе. И по наполнению лекций и семинаров это выдающееся событие».

Ну и блиц

Мы разговаривали долго, и не один раз. Не обо всем успели здесь упомянуть. В заключении – короткие вопросы с короткими ответами.

Ты собираешься поступать именно на факультет лингвистики?

Однозначно.

Ты больше видишь себя ученым или общественным деятелем? Ведь, по сути, ты являешься защитником малочисленных народов Севера во властных структурах?

Я просто им помогаю: помогаю со сбором документов, хожу в разные органы власти, пытаясь представлять их интересы.

А твоя конечная цель – через язык возродить этнос?

Если язык будет сохранен (а к этому есть все предпосылки), то этнос никуда не денется. Я вот недавно вернулся из своей первой в жизни лингвистической экспедиции в Колпашевский район, обнаружил там многих людей, которые знают по-селькупски 5-10 слов (и одну частушку), но это уже очень сильный фактор, поддерживающий селькупскую или остяцкую самоидентификацию.

Для возрождения языка и этноса должны появиться национальные школы, учебники, книги на этом языке?

Ну, национальные школы – это вообще было бы прекрасно. Но хотя бы постоянные языковые курсы, передвижная школа. Пока все интернет-проекты лежат на одном мне: группа в Одноклассниках у нас развивается, буквально только что «зашёл» во ВКонтакте. Есть ещё селькупский портал – вот его-то делает мой друг Фёдор Сизов из Вологды, тоже школьник, но программист, в отличие от меня. Мы с ним познакомились в том году на ЛЛШ.

Математика важна для лингвистики?

Для современной лингвистики еще как важна. Ведь есть такая вещь, как компьютерная лингвистика, корпусная, нейролингвистика…

А у тебя с математикой, видимо, хорошо?

Хорошо, но не отлично. Я буду сдавать ЕГЭ по математике на профильном уровне. У меня пока выбор из трех вузов, и в двух из них нужен именно этот экзамен.

Кем ты себя видишь в будущем?

Я думаю, что в будущем буду научным сотрудником, но и общественную деятельность никак не брошу.