Москва
Интервью

Александр Страхов: «Идея, предложенная маленьким ребенком, иногда более продуктивна с инженерной точки зрения»

Мы поговорили с Александром Страховым, заместителем директора школы №439, на финале Турнира двух столиц по робототехнике, одним из организаторов соревнования. Чем этот турнир отличается от других, как дети узнают о том, что такое робототехника, и почему пока есть только Московская олимпиада школьников по этому предмету и нет всероссийской, читайте в материале.
Наталья Иванова-Гладильщикова 23 мая 2017
 Робототехника

Мы поговорили с Александром Страховым, заместителем директора школы №439 (Инженерный лицей «Интеллект»), на финале Турнира двух столиц по робототехнике, одним из организаторов которого он является. Чем этот турнир отличается от других, как дети узнают о том, что такое робототехника, и почему пока есть только Московская олимпиада школьников по этому предмету и нет всероссийской? Вот темы, которые мы затронули в разговоре.

Три в одном

– Как и когда родилась идея Турнира двух столиц?

– Идея создать такой турнир возникла этой осенью. Весной соревнования прошли в Москве, а в ноябре – будут в Питере. Задания разрабатывали методические комиссии из двух столиц. Изюминкой является то, что тут совмещаются три принципа: соревновательный, проектный и олимпиадный.

– То есть, вы решили совместить несовместимое?

– Ну, почему? Все очень просто. Время подготовки к соревнованиям можно рассматривать, как действие проектного принципа. Потому что у ребят реализуется цикл от возникновения идеи до ее реального воплощения в виде готового робота. Проект заключается и в конструировании робота, и в его программировании, сборке и отладке.

Но потом детям нужно отстаивать свою точку зрения, собственное конструкторское и техническое решение. И здесь в полную силу вступает соревновательный принцип: проходят отборы и в Москве, и в Санкт-Петербурге. В процессе отбора ребята видят те или иные недостатки или преимущества своей конструкции, и бывает, что они либо полностью переделывают, либо глубоко модернизируют первоначальную идею.

Олимпиадный же принцип проявляется в том, что перед вторым соревновательным днем, на специальном брифинге для тренеров и участников, дети получают пятое финальное задание. Оно сконструировано из четырех регламентов, по которым участники соревнуются в первый турнирный день, но в то же время является новым и неожиданным.

– Но конкурсанты же не успевают собрать новых роботов для осуществления пятого задания? Ведь им дается только полдня?

– Новых – не могут. Но могут модернизировать «старые», возможно, перепрограммировать, внести какие-то конструкционные изменения, изменить тактику. И будут делать это «здесь и сейчас». В этом и заключается олимпиадность: подготовиться именно в данное время и в данном месте. Поэтому во второй день, после тренировочных заездов, проходят финальные заезды по регламенту пятого задания, где выступает уже сборная команда города, состоящая из ребят всех возрастных категорий.

Как долететь до Марса

– Как дети приходят к занятиям робототехникой?

– Как правило, на начальном этапе дети используют готовые конструкторы. Но если мы, например, помечтаем и обратимся к «простой» задаче, которая называется «полет на Марс», то «с удивлением» обнаружим, что готового конструктора для ее решения, естественно, нет. Можно использовать какие-то отдельные элементы существующих модулей для создания аппарата, который до Марса «долетит». Если мы встанем на эту точку зрения и под этим углом рассмотрим детскую робототехнику, то придем к выводу, что применение готовых образовательных робототехнических конструкторов вполне допустимо: ребята могут успешно использовать их в правильном направлении. А если посмотреть на те аппараты, которые школьники изготовили для Турнира двух столиц, мы увидим, что они дополнительно используют свои элементы, часто из подручных материалов, которые разработчиками конструкторов не были предусмотрены. И в этом смысле ребенок, который занимается робототехникой, решая именно эти задачи, становится на одну позицию с разработчиком конструктора, дополняя и приспосабливая конструктор к своим целям.

И еще важно понимать: робототехника – это не только конструирование, программирование, но и выработка тактики, командной в том числе. А в любом соревновании присутствует элемент случайности. Поэтому робот, иногда даже конструкционно сделанный сильнее, может проиграть потому, что тактика в процессе заезда выбрана менее удачно.

– Что это значит?

– Важно правильно выбрать, например, место для старта, направление движения, время. Тут необходим тонкий расчет, тактическое и стратегическое видение обстановки на полигоне. В этих вопросах человеческий разум мало что может заменить.

О маленьких и больших

– Можно сказать, что маленькие дети на соревнованиях по робототехнике не уступают старшим? На Турнире я разговаривала с девочкой Машей, четвероклассницей из московской школы №953, которая успешно на нем выступила и одновременно завоевала второе место в Московской городской олимпиаде по робототехнике. Она лишь полгода этим занимается, но уже сама сконструировала робота, сама его собрала, и только с программированием ей немного помогли. Она пока настолько маленькая, что фирменная майка Турнира на ней смотрелась, как платье.

– У нас иногда наблюдаются поразительные моменты: идея, которую предложил младший ребенок, оказывается более продуктивной с инженерной точки зрения, чем «стандартное» решение, которое предлагает более взрослый.

– Насколько тут важны школьные знания? Ведь если это так, то почему маленькие дети могут предложить более правильное решение?

– Такая вещь, как база, конечно, должна быть. Ведь робототехника это комплексное направление. Необходимы знания законов физики (механики), точный расчет (математика, программирование, информатика), умение работать с инструментами (технология). Но маленькие дети иногда это очень хорошо воплощают на уровне практического интеллекта. Они, может быть, не способны записать это в формулах, но могут на практике определить длину рычага, нужное количество оборотов колеса, чтобы проехать тот или иной отрезок. Они могут не знать формулу длины окружности, но определить ее практически – могут. Тогда мы им создаем условия для более осмысленного овладения практической базой. Тут срабатывает мощный педагогический ход от наблюдения за явлением – к его теоретическому осмыслению. Есть логика открытия, а есть логика изложения этого открытия. Они, как правило, далеко разведены. А здесь они сходятся, сотрудничают друг с другом.

Олимпиады для робототехников

– Насколько давно существует направление «робототехника» для школьников?

– Образовательная робототехника существует давно. В Москве проходит Московская олимпиада школьников по робототехнике. Существует московский этап всероссийской олимпиады по технологии в номинации «робототехника» (практическое задание на муниципальном этапе, – прим.ред.). В этом году мы впервые проводили это в формате олимпиады и придумали практическую задачу, которая не предполагала применения традиционных конструкторов. А еще там почти не было программирования.

Если сказать подробней, мы взяли простую задачу на обратную связь, когда устройство меняет траекторию своего движения в зависимости от того, какой из контактных датчиков замкнут. Особенность задачи в том, что тут отсутствует программирование, и это создает достаточно интересное поле для применения своих интеллектуальных сил. Нужно было решить, как построить грамотную электрическую схему, как расположить датчики.

– То есть, тут были, скорее, нужны знания по физике?

– И физики, и основ технологии. Очень важно, что это проходило в рамках олимпиады по технологии, а не по программированию, и это давало возможность сконцентрировать внимание детей на практической грани робототехники.

– Появится ли всероссийская олимпиада по робототехнике?

– Мы очень этого хотим, но есть ряд трудностей: ведь на олимпиаде необходимо обеспечить равенство начальных, стартовых условий, в том числе технических. А этого в данный момент, увы, нет.

– Поэтому – Турнир «двух столиц», где условия есть?

– Не только поэтому. В первую очередь потому, что в Москве и в Питере очень ярко, но со своими нюансами развивается образовательная робототехника.

– Как и в других науках, можно говорить о Московской и Питерской школах?

– Мы так шутим. Но ведь у нас есть еще и Казанская школа, и Челябинская, и мощное движение образовательной робототехники во многих других регионах. Везде есть свои особенности, что несомненно добавляет к робототехническим мероприятиям интерес.

– Значит, можно надеяться на то, что «Турнир двух столиц» в будущем будет проходить в расширенном географическом формате?

Нам бы очень этого хотелось. Мы верим, что именно так и произойдет!

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова