Тема:
Текст сообщения:
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


16.03.2017 Елена Герасимова: «Наши задания рассчитаны не на проверку знаний, а на проявление аналитических способностей»10.03.2017 Незабываемые мотивы Математического праздника09.03.2017 Сергей Дориченко: «Скоро вырастет поколение ребят, которые читали «Квантик»09.03.2017 Прогноз проходных баллов на финал всероссийской олимпиады по третьей группе предметов01.03.2017 Прогноз проходных баллов на финал всероссийской олимпиады по второй группе предметов27.02.2017 Виктор Васильев: «На математическом празднике дети решают задачки, демонстрирующие, что математика это интересно и увлекательно»19.02.2017 Математический праздник - 2017: прямая трансляция17.02.2017 Обращение к участникам математического праздника, их учителям и родителям17.02.2017 Прогноз проходных баллов на финал всероссийской олимпиады по первой группе предметов16.02.2017 Как сделать каждую школу самой лучшей
все регионы | математика09 марта 2017 18:36

Сергей Дориченко: «Скоро вырастет поколение ребят, которые читали «Квантик»

Как заинтересовать ребенка математикой? Что нужно сделать для того, чтобы школьник 11-12 лет, еще не определившийся в своих склонностях, понял, что математика это не скучно и занудно, а интересно и увлекательно? Об этом и не только мы спросили Сергея Дориченко - преподавателя математического анализа в 179 школе, а также - председателя Центрального жюри Международного математического Турнира городов, главного редактора журнала "Квантик" и зав. отделом математики журнала "Квант".

Веселый марафон

- В конце февраля в Москве прошел Математический праздник для школьников 6-7-х классов. Вы уже много лет участвуете в его проведении. Для чего и кем он придуман, какие цели преследует?

- Этот праздник придумали три человека: тогдашние преподаватели математического кружка при МГУ (Малого мехмата) – Дмитрий Ботин, Александр Спивак и Иван Ященко. Я присоединился к ним через несколько лет. И, если на первом Матпразднике, состоявшемся в 1990-м, было всего 200 человек (в основном, дети из математических кружков), то в 2017-м их оказалось уже более 8 тысяч!

Зачем нужен такой праздник? У троих его создателей возникла идея устроить веселый марафон, где в один день проходит олимпиада, разбор задач и награждение. А для того, чтобы было время проверить работы, в промежутках проходят веселые математические игры, лекции, показ мультфильмов... Хотелось придумать радостное, наполненное смыслом, мероприятие.

Правда, не уверен, для всех ли оно радостное: ведь есть те, кто олимпиаду плохо написал, кто-то пришел, совершенно не зная, что и как…

- А насколько много тех ребят, которые случайно попали на Матпраздник?

- Лучше спрашивать тех, кто проверяет работы. Думаю, что такие тоже есть. Но если человек и пришел случайно, но сам (а не по «предписанию» из школы), и ему это оказалось интересно, то, даже если он ничего не решит, польза все равно будет. Может, он что-то узнает на лекции, поиграет в интеллектуальные игры, а потом придет на математический кружок. А заставлять ни в коем случае не надо – это приведет только к отторжению математики.

Главное – не расстраиваться от неудач

- Как я понимаю, главная цель праздника – заинтересовать математикой?

- Да. Причем, победа или поражение в нем ничего не определяют. Иногда потенциально сильный ребенок, который потом становится математиком, на первых порах вообще не может ничего решить. Но если задачи ему интересны, если его это как-то захватывает, то дальше можно идти на кружок. Там он с кем-то познакомится, что-то увидит, услышит. Главное – не расстраиваться от неудач. И, с другой стороны, надо, чтобы голова не закружилась от того, что у тебя диплом первой степени. Ведь это только начало большого пути.

- В этом году на Матпраздник пришло невероятное количество школьников – 8 тысяч. А это значит, что была проявлена чрезвычайная заинтересованность.

- Да, можно так сказать. Я разбирал решения задач для 6-го класса и в аудиторию, где это происходило, все не влезли: стояли в проходах. Ребята активно пытались участвовать в разборе: задавали вопросы («почему так, а не иначе», «а я хочу своё решение рассказать»). То есть, вели себя очень заинтересованно. А потом я еще читал лекцию. И, хотя на лекцию осталось меньше народа, там тоже ребята были очень активными: задавали вопросы, подходили после ее окончания. Они пытались быть внутри процесса, а не просто наблюдать.

- А есть ли ощущение, что из года в год на Матпраздник и на другие олимпиады приходят дети из одних и тех же сильных школ и математических кружков?

- Я слышал от организаторов, что в последние годы сильно увеличилось количество школ, из которых не просто приходят, но и получают хорошие результаты, пусть и не самые высокие. Наверное, это в том числе следствие работы «Квантика», кружков Малого мехмата, где сейчас около 3000 участников, всей сети московских кружков. Я вот веду в 179-й кружок для 6-7 класса, и на Матпразднике каких-то своих кружковцев видел.

Мы лет 7 назад анализировали, кто приходит на Турнир городов, и там получалось, что из двух тысяч школ в нем реально участвуют порядка двухсот. А из остальных школ ни одного человека не было. То есть, мы не можем до всех дотянуться. Сейчас из примерно 600 школ Москвы в Турнире городов участвуют около 150.

Хоккей не помеха математике

- Где публикуется информация о Матпразднике и о других, подобных мероприятиях?

- На сайте Московского Центра непрерывного математического образования такой информации достаточно, и каждый учитель математики, если у него учатся способные ребята, может им об этом сказать. В Facebook об этом пишут. В журнале «Квантик» мы тоже сообщаем про Матпраздник…

- Ну, опять же, этот журнал - для мотивированных детей.

- Я бы сказал немного иначе: он мотивирующий. «Квантик» – для тех, кто хочет как-то развиваться, чему-то научиться, кто не сидит в одних компьютерных играх. Конечно, бывает, что человек занимается только спортом и ему математика не интересна. Хотя… У меня был случай, опровергающий эту мысль. Когда я приезжал в Сочи, в Образовательный Центр «Сириус», мне пришлось читать лекцию для 30 хоккеистов-шестиклассников. Там присутствовал преподаватель, который был уверен, что получится неудачное занятие («ну что ты можешь рассказать хоккеистам?»). Но я начал задавать им интересные задачки, кому-то пообещал подарить журнал, и у них появился такой азарт! Они перебивали друг друга, спорили. И я в какой-то момент подумал, что нахожусь на математическом кружке 6-го класса. То есть, в этом возрасте школьники развиваются во всем: они просто растут. Может быть, поэтому задачи на здравый смысл хоккеисты решали с таким же азартом, как мои ребята на математическом кружке. Спорили, просили даже дать что-то посложнее.

В 6-м классе делать выбор в пользу того или иного предмета я бы не советовал

- Вы считаете, что чем раньше стараться заинтересовать детей математикой, тем лучше?

- Конечно! Для этого же служит Турнир Ломоносова, где одновременно проходит много конкурсов по разным предметам. Но нужно быть очень осторожными: в 6-м классе делать выбор в пользу того или иного предмета я бы не советовал. Ведь через год-два-три все может измениться, и человек, решивший в 6-м классе, что он - математик заинтересуется филологией, химией, физикой. Иначе говоря, показывать, что математика это интересно и круто, стоит и в 6-м классе, но профессионально определяться, для многих рановато.

Мы сами создавали традиции для «Квантика»

- Вы придумали журнал «Квантик», только что отметивший пятилетие. Почему вы решили его издавать?

- Идея витала в воздухе давно. С 2008-го года я работал в журнале «Квант» и там, вместе с Сашей Спиваком мы обсуждали, что со временем он стал трудноватым для школьников. Для ниши 5-7-х классов там ничего не было. И я решил: чем болтать и мечтать, надо просто делать. Набрал команду из молодых ребят, студентов, пошел к Ивану Ященко и сказал: давайте регистрировать новый журнал. И его зарегистрировали. Первый номер делали целый год! И к сентябрю 2011-го года выпустили пилотный «Квантик». Получили одобрение и решили печатать его ежемесячно, с января 2012-го. Это был ужас. Мы совершенно не успевали: ведь кроме задачек, нужно было писать интересные, содержательные статьи по математике, физике, лингвистике; придумывать конкурсы, изобретать задачи-картинки. С одной стороны, мы не знали, как это делать, но с другой - на нас ничего не давило, мы сами создавали свои традиции. Сначала боялись, что не будет материалов, но к нам потянулись авторы, которые стали присылать свои статьи. И всё завертелось. Люди приняли журнал и поняли, что это здорово. Недавно мы подсчитали, что за эти пять лет его иллюстрировало порядка 60 художников. А авторов, считая тех, чьи задачи были опубликованы, – примерно 200 человек. У нас нет закрытости: если статья хорошая, мы ее публикуем, кто бы нам ее ни прислал. Например, уже вышло несколько статей, написанных школьниками.

- Как вы могли бы определить характер задачек и статей, которые публикуются в «Квантике»?

- Эти задачи и статьи учат смотреть вокруг, помогают школьнику развиваться, понимать, что можно исследовать окружающий мир, заниматься научным творчеством. Кроме того, журнал очень хорошо иллюстрирован, что тоже важно.

- А на какой возраст он рассчитан?

- Грубо говоря – для детей с 4-го по 8-й классы. Девятиклассники начинают уже чуть свысока смотреть на «Квантик» (что, кстати, жалко – там масса интересного и для них). Хотя я сам видел, что его читают и бабушки, и дедушки, и старшеклассники. Когда я был на летней конференции для сильнейших дипломантов Турнира городов (9-10-й классы), то в холле положил «Квантики». Так вот, журналы активно листали то старшеклассники, то преподаватели, обсуждали, спорили. Даже они находят там что-то интересное.

Некоторые дети сами присылают нам задачи. Например, в ближайшем номере будет опубликована статья одного школьника. В метро он заметил, что у него очки отпотевают сначала в центре, а потом – по краям, а у его приятеля – сначала по краям, а уже потом в центре. Он заинтересовался, почему так происходит, и написал статью: оказалось, что у одного из них - вогнутые линзы (в центре тоньше, а по краям толще), а у другого – выпуклые (края тоньше центра). Это здорово, когда маленький ребенок сам решает задачу, не потому, что ему ее задали в школе. Он просто смотрит вокруг, замечает интересные вещи, и что-то открывает для себя.

«Квантик» должен быть в каждом доме

- Какой у вас тираж?

- Сейчас – 6 тысяч. Было бы хорошо, чтобы о нас узнало больше людей. Если говорить залихватски, то я считаю, что «Квантик» должен быть в каждом доме. Так, конечно, не будет, но к чему-то такому надо стремиться.

-Журнал выходит в печатном виде. А в Интернете?

- Мы выкладываем все номера целиком, с задержкой в год. А оперативно публикуем на сайте примеры статей из каждого номера, и конечно, все конкурсы, которые проводим. Журнал интерактивный, важно, что ты его ждешь. Существенно и то, что он бумажный. Мы стараемся давать и что-то, что можно вырезать, склеить. Делаем так, чтобы дети не сидели только в компьютерном мире.

Я подозреваю, что скоро вырастет поколение ребят, которые читали «Квантик» и, надеюсь, что однажды они придут к нам работать и помогать совершенствоваться.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

27.02.2017 Виктор Васильев: «На математическом празднике дети решают задачки, демонстрирующие, что математика это интересно и увлекательно»19.02.2017 Математический праздник - 2017: прямая трансляция13.02.2017 13 задач Матпраздника: выбор главного редактора14.12.2016 Турнир городов – это не соревнование на скорость, а вступление в большую науку
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Наталья Иванова-Гладильщикова

Публикации автора


16.03.2017 Елена Герасимова: «Наши задания рассчитаны не на проверку знаний, а на проявление аналитических способностей»09.03.2017 Сергей Дориченко: «Скоро вырастет поколение ребят, которые читали «Квантик»27.02.2017 Виктор Васильев: «На математическом празднике дети решают задачки, демонстрирующие, что математика это интересно и увлекательно»16.02.2017 Как сделать каждую школу самой лучшей19.01.2017 Наталья Походня: «Я не хочу, чтобы  в школу приходили учителя, знакомые только с математикой Евклида и Пифагора»