Москва
Cтатья

Чем олимпиада по русскому языку отличается от олимпиады по лингвистике

В чём особенности проведения всероссийской олимпиады по русскому языку и её отличия от лингвистической олимпиады, читайте в материале.
Наталья Иванова-Гладильщикова 22 апреля 2016
 Русский язык

18 апреля в Курском государственном университете состоялось открытие заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Первая такая  олимпиада прошла ровно 20 лет назад, и тоже — в Курске. Интересно, что в ситуации «тотальной» безграмотности молодого поколения (не путайте с «тотальным диктантом») детей, всерьез интересующихся русским языком, становится все больше.

Что было

На протяжении первых десяти лет существования всероссийской олимпиады по русскому языку её формат довольно сильно менялся. Несколько раз делались попытки оценивать не только письменную, но и устную речь участников. Например, на 2-й олимпиаде требовалось устное монологическое высказывание, а на 3-й — умение аргументированно спорить. Потом проводили отдельные конкурсы — вне зачёта «Юный златоуст» и «Цицерон отдыхает». В 2005 году, на десятой олимпиаде, впервые, помимо письменного тура, появился устный. Может быть, появление такого тура было попыткой противостоять ЕГЭ, где все происходит лишь в письменном виде? И вообще, устные ответы, устная речь постепенно уходят из школы. Кто знает?

Но факт остается фактом: до 2008 года письменные задания —  задания, связанные с пониманием конкретных фактов языка, требующие проявления творческих способностей —  выполнялись только на первом, письменном туре заключительного этапа всероссийской олимпиады: там был блок задач по истории и современному состоянию языка, а также требовался перевод древнерусского текста и написание эссе. А на втором, устном туре проверялось «умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему».

В 2009 году всё перешло в письменный формат, а среди участников из 10 и 11 классов стал проводиться общий конкурс (а не раздельный, по классам, как до этого). В регламент олимпиады ввели процедуру апелляции по результатам проверки заданий, была сформирована апелляционная комиссия.

Что стало

В Курск в этом году приехали дети из 55 регионов России. Это 228 школьников из Архангельской, Магаданской, Брянской, Омской, Воронежской, Иркутской, Нижегородской, Свердловской, Томской, Тюменской, Калининградской областей, республик Коми, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Хабаровского края, Ханты-Мансийского автономного округа. 9 класс — 71 человек, 10 — 88 и 11 класс — 69.

Уровень участников очень высокий, да и задания весьма непростые. Они, как и прежде, разделены на два тура: первый включает 9 заданий, второй тур — одно большое, посвящённое какой-то конкретной теме. Оба тура длятся 4 часа. Одиннадцатиклассники, например, в этот раз слушали лекцию профессора филфака МГУ Сергея Князева про безударные гласные в русских диалектах, конспектировали её, а потом выполняли задания, связанные с этой темой. Это требовало логики и языковой интуиции, при том что все нужные для решения факты были сообщены в лекции.

Мы спросили члена жюри всероссийской олимпиады по русскому языку, известного молодого лингвиста Александра Пиперски, какими способностями нужно обладать, чтобы быть успешным на такой олимпиаде. «Задания по русскому языку (на первом туре их девять) требуют от участника сообразительности, — сказал Александр Пиперски, — Они скорее похожи на олимпиадные задания по лингвистике, а не на школьные упражнения по орфографии и пунктуации. Там даётся материал, который нужно всесторонне проанализировать. Естественно, требуются какие-то фоновые общекультурные знания, но не они первостепенны. В первый день олимпиады по русскому языку были, например, задачи на анализ древнерусских текстов, что-то про фонетику, про синтаксис и про морфологию. Иногда бывают задачи более теоретического толка, на материале научных исследований —  например, про то, как лингвист Александр Исаченко трактует русский глагольный вид. Была задача на вариативность ударений в глаголах типа о́бнял — обня́л. А иногда приходится сделать лингвистический анализ конкретных сложных мест в текстах».

На вопрос о том, какими качествами должен обладать участник олимпиады, Александр ответил так: «Это — исследовательская жилка, способность глубоко анализировать какое-то языковое  явление, и даже творческие способности».

Уровень детей помогает увидеть и «Конкурс знатоков», который проходит в рамках олимпиады. Это интеллектуальные игры на темы, связанные с русским языком. Задания требуют эрудиции вне программных знаний — но, конечно, этот конкурс не учитывается при вручении наград.

Сильные учителя бывают и в обычных школах

Участники олимпиады — совсем необязательно дети из известных школ или ученики гуманитарных классов. Оказывается, что это неважно. Главное — языковое чутье и лингвистический кругозор, которые есть у всех участников финала. Со школой это не связано: хороший учитель русского языка может оказаться и в самом обычном учебном заведении.

Насколько эта олимпиада отличается от олимпиады по лингвистике? — спросили мы Александра Пиперски. И он ответил: «Это довольно близкие «жанры». Я сейчас пришел раздавать задания в 11 класс и встретил там 7 или 8 человек из разных регионов, знакомых мне по олимпиаде по лингвистике. Отличие в том, что олимпиада по русскому требует чуть больше фоновых знаний. Идея олимпиады по  лингвистике состоит в том, что специально знать вообще ничего не надо. Нужны лингвистические мозги. А для олимпиады по русскому языку надо обладать знанием школьной программы и общей эрудицией. В этой олимпиаде совсем нет математической составляющей, а в олимпиаде по лингвистике — есть».

Наталья Иванова-Гладильщикова