Москва
Интервью

Самое главное для подготовки – это любопытство: советы и эмоции победителей и призеров Всероса по истории и физике

Публикуем вторую подборку впечатлений победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Сегодня своими воспоминаниями о прошедших финалах делятся знатоки физики и истории.
Редакция сайта 1 апреля 2024
 Физика История

Физика

Заключительный этап проходил на федеральной территории «Сириус», в нем приняли участие 400 школьников. По итогам экспериментального и теоретического туров дипломы победителей и призеров завоевал 181 участник.

Арсений Кузнецов, 10 класс, Москва, победитель:

Я с детства увлекался физикой, а когда пошел в школу с углубленным изучением этого предмета, мой интерес только разгорелся. По моему мнению, самое главное для подготовки – это любопытство, ведь именно оно «заставляет» тебя заниматься каждый день: если увидишь необычную задачу, то точно захочешь ее решить, или просто загуглив какое-то понятие, ты уже сам не замечаешь, как читаешь десятую статью по этой теме. Безусловно, не обойтись и без отработки техники, ведь решать задачи нужно не только физически верно, но и довести решение до правильного ответа и сделать это быстро.

В этом году и теоретический, и практический тур выдались очень сложными, и я считаю, что это хорошо. Во-первых, сложные задачи сами по себе невероятно интересные, во-вторых они помогают проверить физическую интуицию и общее понимание физики. Конечно, такие задачи оказывают большое давление – потому что ты не уверен, сможешь ли ты их вообще решить. Если в начале ты волнуешься, но остаешься относительно спокойным, то после середины мысли начинают путаться из-за стресса и возникают такие нелепые ошибки, что, выходя из кабинета, сам удивляешься своей глупости.

Я во второй раз участвую в заключительном этапе по физике. В прошлом году мне не досталось призового места, но это только укрепило мою решимость получить его в этом году. Приехав с мыслью стать призером и получив победителя, я был рад и невероятно горд собой.

Подготовка и участие в олимпиаде – это большой труд, поэтому, чтобы преуспеть в этом, нужно не отчаиваться после не совсем удачного результата, сохранять веру в себя, а главное – продолжать любить свой предмет и заниматься им.

Максим Чайка, 11 класс, Москва, призер:

Я уже в третий раз на данной олимпиаде: посещаю ее с 9 класса. Дважды был победителем, но в этот раз не удалось. Задания были интересные, но, к сожалению, решить их настолько, насколько хотелось, не смог. Самая интересная задача была на движение заряда в магнитном поле: в результате воздействия электросилы на него он очерчивал причудливые формы. Мне показалась эта форма необычной.

К финалу я готовился с прошлой олимпиады – целый год, ездил на отбор в национальную сборную, решал задачи с международных олимпиад. Задания всероссийские были немного непривычными, но все равно интересными, местами сложными, захватывающими.

Олимпиада была не очень сложной, не очень простой, были пункты, которые под силу практически каждому человеку, а часть пунктов требовала действительно больших математических преобразований, физических догадок, идей каких-то.

Чувствую удовлетворение, что уже все позади. Старания увенчались успехом каким-то, и я доволен, что все завершилось.

Анастасия Баженова, 9 класс, Свердловская область, призер:

Олимпиада была несколько напряженной, но, с другой стороны, интересной. Были очень сложные по сравнению с прошлыми годами задания, но все равно было интересно их делать. Я набрала не самые высокие баллы, но все равно забрала призера, это радует.

Мне больше всего понравились задачи теоретического тура, там я решила на полный балл такую, которую никогда раньше не смогла бы решить. А в экспериментальном туре у меня получилось не все, но я его выполнила на достойном уровне.

Я прорешивала пробники прошлых лет и привыкла к тому уровню сложности. Но в этом году задания в обоих турах были сложнее, чем в прошлом, но и проходной был ниже. Сложность пугает, но, с другой стороны, все равно интересно.

Самое интересное задание было в экспериментальной части про весы Роберваля – это любопытная конструкция, на которой, где кажется, не выполняется правило моментов. Про него можно рассказать человеку, ничего не понимающему в физике, потому что для него это будет выглядеть как какая-то магия.

Есть конструкция: это параллелограмм, собранный из линеек на шарнирах. И есть полки с двух сторон, на которые можно ставить грузы, и если они одинаковой массы, вне зависимости от того, на каком расстоянии от центра мы их поставим, весы все равно будут в равновесии – это и будет фокус весов Роберваля.

Новость28792

Антон Войлов, 10 класс, Москва, призер:

На самом деле я очень долго готовился, поэтому очень рад. Нераскрытая радость, придется еще разобраться с эмоциями. Но чувствую гордость за себя, благодарность всем, кто участвовал и помогал.

Готовился к олимпиаде с начала учебного года. Иногда занимался до 10 вечера, очень поздно возвращался домой. Олимпиада оказалась средней сложности. Самая интересная для меня задача была про сопротивление воздуха. Вот как иногда в школьной физике говорят: «пренебрегаем сопротивлением воздуха» – вот тут довольно интересно было.

Будущим участникам посоветую все-таки смешивать с подготовкой отдых, потому что это очень важно. Потому что если все свое время посвящать занятиям , и потом проиграть, то вот этот недостаток отдыха будет очень сложно проживать психологически. Поэтому отдыхайте и, главное, наслаждайтесь процессом!

История

Заключительный этап проходил в Новом Уренгое. За победу боролись 290 старшеклассников из 78 регионов России. Финал включал три тура: два письменных и устный. По итогам заветные дипломы получили 136 старшеклассников.

Вероника Антюхина, 11 класс, Белгородская область, призер:

Это мой первый Всерос по истории. Изначально я занималась самостоятельно, а к заключительному этапу готовилась на онлайн-курсах. Мой совет тем, кто хочет выиграть, – больше отдыхать! Обязательно изучать региональный компонент, не перегружать себя и полюбить историю всей душой, чтобы это было от чистого сердца.

Я в восторге от Нового Уренгоя и людей, которые все это организовали, от членов жюри, которые на показе работ и апелляции все детально объясняли. Это было очень организовано и круто. Я бы приехала сюда еще раз.

Как сегодня на церемонии закрытия сказал Сергей Павлович Карпов [академик РАН, президент исторического факультета МГУ – прим. ред.], история начинается с учителя. У меня тоже был прекрасный учитель в 5 классе, тогда я полюбила историю безумно. Потом эта любовь только росла и на первом муниципальном этапе в 8 классе я поняла, что это мое и я буду двигаться в этом направлении.

Руслан Борзов, 11 класс, Республика Татарстан, призер (победитель в номинации «Устный тур»):

Готовился к олимпиаде я очень долго, на протяжении пяти лет. Советую всем, прежде всего, те книги, которые им нравятся. И читать с толком! Более того, важно максимально развивать навык публичных выступлений, только благодаря этому можно взять грамоту за лучшее выступление. Еще совет: обязательно контактируйте внутри своей сборной. Олимпиада не должна быть исключительно для достижения результатов и получения диплома. Олимпиада – это процесс, в ходе которого нужно обязательно получить удовольствие!

Чтобы подготовиться к устному туру, я бы советовал обязательно проговаривать скороговорки и постоянно читать книги. Более того, необходимо научиться бороться с волнением. Важно оставлять голову холодной.

Артем Тюленев, 11 класс, Курская область, призер:

Готовился к олимпиаде я самостоятельно: читал учебники Л. В. Милова и Л. А. Кацвы, писал историческое эссе.

Я бы хотел посоветовать как можно больше практиковаться: писать эссе, исторический проект, обязательно отрабатывать устный тур. И самое главное – больше читать и нарабатывать историческую базу.

Мой олимпиадный путь начался еще в начальной школе. В 10 классе я замотивировался и вышел в финал, который проходил в Пскове. Но, правда, я там ничего не занял, а в 11 классе я решил четко, что возьму диплом. И вот, я держу его в руках!

Тимофей Абрамов, 10 класс, Московская область, призер:

Я начал участвовать в олимпиадах по истории еще в 8 классе, тогда я прошел на региональный этап и стал призером. Затем я, благодаря своей учительнице и образовательному центру «Взлет», который готовит к олимпиадам, поехал в 2023 году на олимпиаду в Псков, где не занял ничего. Но вот сейчас свершилось!

Я бы посоветовал всем, кто хочет выиграть олимпиаду, ничего не учить за несколько дней до начала тура. Даже если вы понимаете перед этапом, что вы чего-то не знаете. А еще нужно любить то, что вы делаете, и не заставлять себя заниматься тем, что не нравится.

Новость28876

Данила Скрынников, 11 класс, Калининградская область, призер:

Мой интерес к истории начался в 6-7 классе. У меня была мечта поступить в Москву, в сферу международных отношений, например, в МГИМО. На рубеже 9 и 10 классов я узнал про пользу олимпиад при поступлении. Оказалось, что в вуз можно поступить не только по ЕГЭ, но и по олимпиадам. Вскоре я познакомился с тренерами, которые готовят к ним. В 10 классе у меня была первая, пробная, попытка взять диплом в Пскове, но она не увенчалась успехом. В этом году все сложилось очень даже удачно!

Я занимался с тренерами на курсах подготовки к олимпиадам в течение двух лет. У каждого в олимпиадах свой путь и история. Одинаковых результатов и универсальных советов по подготовке не бывает. Тут я могу дать только один совет: не отчаиваться и помнить, что всегда есть другой путь, помимо олимпиад.

Благодарим Анастасию Кондратьеву и Надежду Павлову за помощь в подготовке материала.


Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты смотрите на специальной странице финала.

Еще больше впечатлений, а также репортажи, викторины и конкурсы для финалистов вы найдете в группе Всеросс-live.