Москва
Интервью

Навык «смотрения»: Дарья Пыркина о главном на МОШ по истории искусств

До 25 ноября проходит отборочный этап Московской олимпиады школьников по истории искусств. Если вы увлекаетесь МХК и любите проводить время в музеях, то поучаствовать в ней непременно стоит – с этого года победители и призеры МОШ по этому направлению получают право поступить на исторический факультет МГУ без вступительных испытаний, а принять участие в олимпиаде могут школьники со всей России. О подлинниках, особенностях работы искусствоведа, поиске себя и полезных ресурсах для подготовки мы поговорили с заведующей отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи Дарьей Пыркиной, которая координирует организацию Московской олимпиады по истории искусств.
Анна Фомина 16 ноября 2023
 Искусство

Каждый год отборочный и заключительный этапы МОШ по истории искусств связаны с текущей выставкой Третьяковской галереи, и все экспозиции очень разные. Например, сейчас проходит выставка творчества Николая Рериха. Может ли быть такое, что экспозиция окажется слишком сложной для участников олимпиады?

Третьяковская галерея всегда делает крупные выставки таким образом, чтобы они были доступны самым разным категориям посетителей. И мы стремимся к тому, чтобы на экспозиции каждый нашел для себя что-то интересное. Поэтому при составлении заданий мы просто ориентируемся на уровень школьников, которые придут на нашу выставку благодаря олимпиаде, смогут ее осмыслить, подробно проработать весь материал, связанный с художником или периодом. Так что нет, никогда не бывает такого, что выставка совсем не подойдет для МОШ.

Дарья Пыркина

Где следует черпать вдохновение участникам МОШ этого года?

На наших просветительских онлайн-ресурсах доступен уже довольно большой блок публикаций, посвященных Николаю Рериху и самой выставке. Кроме того, конечно, стоит посмотреть выставочный каталог, где собраны самые свежие публикации, посвященные художнику.

Какие формы взаимодействия с искусством кажутся вам наиболее оптимальными для школьников?

В Третьяковской галерее есть довольно большая программа разных мероприятий, ориентированных на школьную аудиторию. Это и обычные обзорные экскурсии, и интерактивные тематические экскурсии, так или иначе связанные со школьной программой, причем далеко не всегда исключительно с МХК или историей. Это может быть и словесность – те самые сочинения по картине, которые очень помогают ребятам научиться формулировать мысли и облекать свои переживания в слова. У нас есть программы разных креативных занятий для учащихся как младшей, так средней и старшей школы. Они направлены на знакомство с творческими специальностями. Ребята могут в течение нескольких лет к нам ходить и пробовать разные виды профессиональной деятельности, так или иначе связанные с художественным творчеством и его анализом.

Публикация955

Как вам кажется, а какие навыки важно развивать у школьников-олимпиадников, которые посещают ваши выставки?

Мы считаем, что ребята-олимпиадники, которые к нам приходят, так или иначе мыслят себя в профессиональной области, связанной с искусством, с историей искусства или с креативными индустриями. В общем, эти ребята приходят уже подготовленные, достаточно хорошо мотивированные и очень заинтересованные. И, конечно, мы стараемся, прежде всего, развить их интерес, помочь им углубить свои знания в той или иной области, в том или ином разделе истории искусства.

Самый важный, как мне кажется, в их будущей профессиональной сфере навык, – это навык «смотрения» подлинников. Именно поэтому мы и проводим очный тур непосредственно в пространстве, где проходит выставка. Работу с подлинником ничто по-прежнему не может заменить, несмотря на все технические средства воспроизведения изображения, которые используются в современном мире. Ведь подлинник обладает той самой уникальной аурой, которой не обладает ни одна репродукция.

Мы ориентируем участников на внимательное рассматривание и чувствование этого подлинника и стимулируем их применять свои навыки анализа художественных произведений, в том числе во время олимпиады.

Это самое важное в олимпиаде – дать ребятам возможность примерить на себя будущую профессию

Можно ли сказать, что это уже зачатки научного взгляда на искусство?

Безусловно, это первые шаги в профессию искусствоведа, которую, мы надеемся, ребята выберут или попробуют. Это первый опыт серьезного анализа художественных произведений с опорой на знание, контекст, на чтение литературы, на довольно серьезную подготовку, которую участники МОШ обычно нарабатывают не за один год. Они приходят к нам с этим багажом и могут уже с высоты своих знаний и умений смотреть на произведения нашей выставки.

Публикация894

А как вы сами поняли, что искусство – это ваше?

Оно со мной со школьных лет. Так получилось, что я из семьи физиков, инженеров и математиков, которые считали, что мне нужно непременно дать разностороннее образование. Поэтому в школьные годы я ходила в кружки в Историческом музее и в клуб юных искусствоведов в ГМИИ имени А.С. Пушкина. И эта кружковая работа, участие в занятиях, семинарах, поездках привели меня к мысли о том, что все-таки мне нужно именно в эту сферу. Поэтому я поступила на отделение истории искусства истфака МГУ.

Сейчас вы преподаете на этом факультете, курируете дипломные работы. А МОШ по истории искусств дает право поступить на него без вступительных испытаний. Кажется ли вам, что такие олимпиады плодотворно влияют на абитуриентов, студентов факультета? 

Ребята одинаково бывают вовлечены в учебу, независимо от того, пришли ли они как победители олимпиады или по результатам стандартных вступительных испытаний. Но я уверена, что студентам, которые участвовали в соревнованиях и вошли в число победителей и призеров, просто немножко проще в выборе профессии, они уже смогли убедиться в том, что это действительно то самое, к чему у них лежит душа. И вот это самое важное в олимпиаде – дать ребятам возможность примерить на себя будущую профессию.