Москва
Совет

Ботать нельзя выгореть: советы психологов в разгар заочных туров

Психологи Центра педагогического мастерства Юлия Горбунова и Ирина Момот поделились советами, как настроиться на подготовку к отборочным турам, провести время между ними продуктивно и не потерять мотивацию участвовать в интеллектуальных состязаниях.
Ника Уварова 8 ноября 2023
 Математика Информатикаи еще 33 предмета

Осень – время, когда проводится большинство заочных туров олимпиад. Десятки тысяч школьников пробуют себя в решении увлекательных заданий и стремятся попасть в финал. Если вы уже чувствуете тревогу и усталость от большого количества событий, этот материал для вас.

…о грамотном распределении нагрузки во время подготовки

 

  • Один из рабочих методов – это таймлапс. На листе (формата A4 или А3) чертим длинную ленту времени, на которой прописываем среднюю нагрузку по дням/неделям и отмечаем школьные занятия, кружки, хобби, заочные туры олимпиад. Так можно перераспределять нагрузку в зависимости от близости тура. Важно не просто вписать подготовку к соревнованию в таймлапс, но и найти сторонние занятия, которые можно отложить или выполнить не на 100%, иначе будет перегрузка. Последний шаг – встроить сюда и отдых, необходимый для продуктивной подготовки. Если забыть про него, пробежать олимпиадный марафон не получится – организм не успеет восстановиться.
  • Выделите один свободный день на неделе, посвященный именно олимпиадам, когда не будет мыслей о школе и занятиях, домашних заданиях. Если не получается освободить целый день, можно попробовать найти половинки двух дней и сразу обозначить, что в это время вы занимаетесь именно подготовкой и не отвлекаетесь на другие дела.
  • Необходимо честно сказать себе – сколько олимпиад вы реально сможете выдержать. Некоторые дети интересуются несколькими предметами либо еще не выбрали конкретную специализацию, поэтому участвуют в состязаниях по всем дисциплинам, которые у них неплохо выходят. На этом этапе важно научиться расставлять приоритеты и вообще понимать, насколько эта олимпиада важна, зачем в ней нужно участвовать и что она даст.

Разрешите себе ошибаться. Сам процесс обучения предполагает, что вы не знаете предмет на 100% и перед вами море возможностей

…если у вас синдром отличника

 

  • Идеальный вариант – разобраться с синдромом: что его подогревает, как вообще появились установки делать все идеально и брать на себя много. Спросите себя:
  • Что лежит в основе моего стремления быть лучше всех?
  • Почему мне нужно выполнять работу только на 100%?
  • Почему я должен участвовать во всех мероприятиях?
  • Осознайте, что синдром отличника может разрушить учебный процесс. Если школьник понимает, что у него не хватает времени на все активности или сил на идеальное выполнение, он начинает нервничать, из-за чего снижается эффективность подготовки, или вовсе прогуливать уроки, постоянно виня себя за это.
  • Разрешите себе ошибаться. Сам процесс обучения предполагает, что вы не знаете предмет на 100% и перед вами море возможностей.
  • Гоните прочь иррациональные мысли. К примеру, ребенок готовится к олимпиаде и ему нужно прочитать пять толстых книг за короткий промежуток времени, что вообще нереалистично. Потом он понимает, что не справляется, и начинает ругать себя. Важно осознать, что эти иррациональные мысли никак не помогут освоить книгу и только займут время. Попробуйте записать их на бумаге: вынесение мыслей из головы во внешний мир уменьшит их силу.
  • Не отказывайтесь от простых вещей, которые приносят удовольствие и для которых не важна оценка.
  • Ставьте реалистичные цели. Не стоит заранее настраивать себя на прочтение нескольких толстых книжек. Лучше в течение 25 минут читать внимательно, а потом делать маленький перерыв в подготовке. Этот способ поможет справиться с иррациональными мыслями, возникающими из-за нереалистичных задач.

Поймите, что переключить вкладку с учебником на вкладку с сериалом – это не отдых

…как понять, что нужно отдохнуть

 

  • Нарисуйте круговую диаграмму и в виде секторов обозначьте, какие виды деятельности есть в жизни и сколько места они занимают в относительном соотношении. Если сегмент, связанный с общением и отдыхом, маленький, то это повод задуматься.
  • Используйте матрицу Эйзенхауэра: распишите все свои дела по приоритетам «‎важно/не важно»‎ и «‎срочно/не срочно»‎. Запомните, что отдых – это всегда дело, которое записывается в ячейку «‎важно и срочно».
  • Научитесь понимать, когда вы уже устали. Наши психика и тело устроены так, что подают сигнал, когда еще есть силы. Это эволюционно обосновано: например, нужен небольшой запас, чтобы убежать от саблезубого тигра. К таким сигналам нужно отнестись серьезно, потому что это означает, что вы достигли минимально возможного уровня сил.
  • Поймите, что переключить вкладку с учебником на вкладку с сериалом – это не отдых. Для нашей психики любое потребление визуального контента равнозначно. Если вы читали, закройте ноутбук и займитесь спортом, идите гулять, обнимите кошку. Главное – смените вид деятельности.
  • Выделите время для себя. К примеру, вы выполняете работу до девяти вечера, а в одиннадцать ложитесь спать. Значит, у вас будет время для переписок с друзьями, просмотра фильмов и других хобби.

…если сложно писать олимпиады из дома

 

  • Донесите ценность происходящего до близких и попросите не мешать во время учебы или написания заочных туров.
  • Осознайте, что конкретно мешает продуктивно учиться дома. Можно попробовать составить список и разобраться отдельно с каждой конкретной проблемой. Если перед глазами много лишнего, это, возможно, решается тем, что вы переворачиваете свой ноутбук, чтобы взгляд смотрел просто в стену, либо убираете все с рабочего стола, даже канцелярию. Если есть помехи, на которые вы никак не можете повлиять, можно создать себе свой собственный, контролируемый, шум. Например, надеть наушники и включить музыку.
  • Воспользуйтесь методом открытия/закрытия пространства. Под каждое дело – учебу, прием пищи, вышивание крестиком – необходимо оформлять рабочее место. Если вы садитесь заниматься, необходимо убрать со стола все предметы, связанные с другими делами, и положить только те вещи, которые помогут в процессе подготовки к олимпиадам. Как только закончили учиться, закройте пространство, убрав все предметы, и таким образом подведите итоги того, что успели сделать.
  • После каждого усилия запланируйте награду: что я получу после подготовки и участия в олимпиаде? Может, проведу время с родными или выпью чай с вареньем? Это повысит продуктивность и удовольствие от работы.
  • Включите поисковую активность. Если не получается готовиться дома, можно найти библиотеки или коворкинги, в которых комфортно работать и писать туры, или же договориться с классным руководителем, что останетесь выполнять заочный этап в классе.

Волнение перед олимпиадой – это нормально, потому что впереди важное мероприятие, к которому вы долго и упорно готовились

…до отборочного тура

 

  • Лучше не ботать прямо перед олимпиадой. Есть вероятность, что когда вы учитесь накануне, то можете столкнуться с новым материалом и запустить тревожность. Выходит, что вы работали для того, чтобы чувствовать себя увереннее, а получилось наоборот. Если для вас подготовка накануне – традиция, то нужно ее продолжить. Однако лучше учиться в первую половину дня, чтобы к вечеру тревожность сошла на нет и вы смогли заснуть.
  • Запланируйте активности (прогулки, физическую нагрузку, время с семьей) перед туром и после. Это поможет отвлечься и поблагодарить себя за все усилия.
  • Поймите, что волнение перед олимпиадой – это нормально, потому что впереди важное мероприятие, к которому вы долго и упорно готовились.

… если не получается заснуть перед олимпиадой

 

  • Наша психика понимает, что олимпиада – это очень важное, ответственное мероприятие. Все силы мобилизуются в этот момент, что не дает нам заснуть. Не нужно себя ругать и накручивать: одна бессонная ночь не сделает вас глупее.
  • Встаньте и переключитесь на другое занятие. Можно пойти заварить себе травяной чай, помыть посуду, открыть художественную книжку. Нужно заниматься какой-то деятельностью до тех пор, пока вам вновь не захочется спать. Когда мы просто лежим и не можем заснуть, возникает много-много негативных мыслей, происходит такая связка, что кровать больше не ассоциируется с местом, которое вас расслабляет. Важно не допускать такие мысли и заставлять себя вставать. Это тяжело, это не хочется делать, но метод правда работает.
  • Подробно распланируйте завтрашний день: как вы встанете, пойдете на олимпиаду, что будете делать после.
  • Попробуйте обмануть систему и поменять положение тела в пространстве. К примеру, взять подушку и перевернуться на 180 градусов. Как бы странно это ни звучало, но частенько срабатывает.
  • Используйте телесные практики. Во-первых, снизу вверх поочередно напрягайте и расслабляйте мышцы тела. Это даст сигнал мозгу, что опасности рядом нет, поэтому можно наконец-то заснуть. Во-вторых, попробуйте перенапрячься и затем сразу расслабиться, чтобы прийти в спокойное положение.
    Подборка15

…после отборочного тура

 

  • Осознайте простую мысль: что сделано, то сделано. Если вы будете переживать, заламывать руки, страдать, ничего не поменяется.
  • Представьте варианты развития событий после заочного тура, если это не слишком тревожно для вас.
  • Обсудите олимпиаду и задания с другими участниками. Иногда полезно выплеснуть эмоции, даже поплакать, если так будет легче.
  • Можно переключиться на другие дела – любимые хобби, особенно те, у которых есть результат. Например, если вы любите рисовать, можно сразу этим и заняться, потому что рисунок появляется здесь и сейчас. Тот, кто увлекается фотографией, может на прогулке найти какой-то образ, который бы смог отразить внутреннее состояние, и зафиксировать его.